• Simpsons

Космическая одиссея: 21 год в поиске «второй Земли»

“Существует множество миров: и подобные нашему, и отличные от него. Мы должны верить, что в других мирах есть живые существа и растения, которые ничем не отличаются от земных обитателей”.
Древнегреческий философ Эпикур (342 до н. э — 270 до н. э).

Одни ли мы во Вселенной? Существуют ли планеты, похожие на нашу? Есть ли на них жизнь? Эти вопросы человечество задает тысячи лет, еще со времен древнегреческих философов. Прошли века, а мы до сих пор ничего не знаем о других мирах.

В октябре исполнился 21 год со дня открытия первой экзопланеты — 51 Пегаса b (или DIMIDIUM-половинчатая), вращающейся вокруг звезды, похожей на наше Солнце. 51 Пегаса b имеет схожие черты с Землей, это вселяло надежду ученым найти на ее поверхности жизнь, но поиски в итоге закончились безрезультатно [1].

Экзопланета 51 Пегаса b

Фото: NASA/ В этом году исполнился 21 год со дня открытия экзопланеты 51 Пегаса b

Открытие 51 Пегаса b положило начало эпохе глобального поиска и изучения других экзопланет за пределами Солнечной системы.

Мы одни?

Приговор и казнь джордано бруно

Фото: allvatican/ В 1584 году, когда католический монах Джордано Бруно утверждал, что существуют “бесчисленные миры, вращающиеся вокруг своих солнц”, его обвинили в ереси.

Но даже во времена Джордано Бруно идея множественности миров была не нова. Еще в Древней Греции люди считали, что где-то во Вселенной могут существовать другие солнечные системы, в которых может быть жизнь.

Однако прошли столетия, и никто так и не нашел признаков внеземной жизни даже на ближайших к нам планетах.

Поиски жизни на других планетах

Фото: NASA

Существуют ли планеты похожие на нашу?

В 1995 году швейцарские астрономы Мишель Майор и Дидье Келос объявили, что они нашли в мире газа и межзвездной пыли землеподобную планету, которая двигалась по орбите вокруг звезды, очень похожей на Солнце.

Мишель Майор и Дидье Келос: ученые, которые открыли экзопланету 51 Пегаса b

Фото: NASA/ Всемирно известные швейцарские астрономы Дидье Келос и Мишель Майор

Это заявление взбудоражило научный мир. То, что ранее считалось фантастикой (жизнь на других планетах), становилось реальностью.

Ученые изут жизнь на других планетах

Фото: NASA/ Французская миссия COROT, которая стартовала в 2006 году — первая по обнаружению экзопланет

В поисках “второй Земли”

Миссия по поиску экзопланет была отправлена NASA в 2009 году [2]. Тогда в космос был запущен орбитальный телескоп “Кеплер”. Он должен был помочь ученым ответить на вопрос, существуют ли обитаемые планеты в нашей Галактике?

Вот его ответ: за семь лет космического путешествия “Кеплер” нашел тысячи экзопланет размером с Землю и более, которые находятся в зоне обитаемости, то есть на таком расстоянии от своей звезды, которое предполагает на планете наличие воды, а значит и жизни.

Экзопланеты, которые нашел телескоп кеплер

Фото: Nasa/ обнаруженные космическим телескопом «Кеплер» зкзопланеты

NASA уже отправило или собирается отправить другие космические миссии к некоторым экзопланетам, чтобы выяснить, являются ли они пригодными для жизни.

NASA ищет жизнь на других планетах

Фото: NASA

Есть ли жизнь в других частях Вселенной?

Один из проектов NASA — космический телескоп TESS — будет искать “суперземли” или экзопланеты размером с Землю не на задворках галактики, а вблизи нашего дома. В отличие от “Кеплера” телескоп TESS сможет охватить в 400 раз больше площади звездного неба.

Завод по производству космической техники

Фото: Nasa/ Один из проектов NASA — космический телескоп TESS — будет искать “суперземли”, или экзопланеты размером с Землю, не на задворках галактики, а вблизи нашего дома ( в Солнечной системе)

Орбитальный телескоп имени Джеймса Уэбба (назван в честь второго руководителя NASA) будет запущен в 2018 году и станет самым мощным. “Уэбб” будет использовать спектограф, который позволит находить холодные экзопланеты с температурой поверхности до 26.85 °C, что практически равняется средней температуре поверхности Земли.

Впечатление художника

Фото: flir

1) Первая попытка открыть экзопланету была предпринята в 1992 году американским астрономом Александром Вольжаном, то есть за три года до открытия 51 Пегаса b. Ученый нашел две планеты похожие на Землю, которые вращались вокруг мертвой звезды — пульсара. Но так как пульсары из-за жесткого излучения являются неподходящим местом для жизни в нашей Галактике, специалисты решили, что на обнаруженных Александром Вольжаном объектах не может быть жизни.

2) Французская миссия COROT, которая стартовала в 2006 году — первая по обнаружению экзопланет. За почти десять лет работы в космосе Телескоп COROT открыл множество экзопланет.

Источник: NASA