• 13:49
  • 9 декабря 2016
звездообразования в галактике SPT 0346-52
  • NASA/CXC/Univ of Florida/J.Ma

Космическая гиперактивность. Недавно обнаруженная галактика штампует звезды с молниеносной скоростью

Открытие сделала группа астрономов под руководством Джинджи Ма с помощью космического телескопа Чандра
и наземного радиотелескопа Compact Array (ATCA), сообщает Сhandra.si.edu.

Звездный “беби-бум” переживает галактика SPT 0346-52З. Объект находится на расстоянии 12,7 миллиардов световых лет от Земли. Это означает, что свет, который уловил телескоп, галактика источала очень давно, когда космос был еще совсем молодым — примерно через 1 миллиард лет после Большого взрыва. Таким образом, SPT 0346-52З — одна из самых древних и далеких из уже открытых и наблюдаемых галактик.

Астрономы впервые обнаружили SPT 0346-52 три года назад благодаря “Телескопу Южного Полюса”, затем объект изучали другими наземными устройствами. Данные, полученные при помощи радиотелескопа ALMA (находится в чилийской пустыне Атакама), показали в галактике сильную инфракрасную светимость, в 1000 раз выше, чем у нашего ближайшего соседа — Андромеды.

У ученых было два объяснения этому явлению. Первое — что внутри SPT 0346-52 тепло излучают новорожденные звезды. Второе — что чрезвычайно яркое инфракрасное излучение, исходящее от галактики, вызвано быстро растущей сверхмассивной черной дырой в ее центре: окружающий газ всасывается черной дырой, нагревается и становится очень горячим, именно он заставляет “местные” газ и пыль испускать инфракрасный свет. Чтобы проверить гипотезы, ученые использовали космический телескоп NASA Чандра и австралийский радиотелескоп Compact Array (ATCA).

“Черные дыры вырабатывают большое количество рентгена. Но рентгеновского излучения зафиксировано не было. Поэтому мы исключаем вариант, что инфракрасная светимость вызвана черной дырой. Светимость исходит от совсем молодых звезд. Значит, в галактике происходит сильный всплеск звездообразования”, — сообщил Джинджи Ма из Флоридского университета в Гейнсвилли (США). — “Благодаря новой информации мы сможем узнать, какими были галактики и звезды на ранних этапах истории Вселенной”.

В галактике SPT 0346-52 каждый год рождаются тысячи звезд, общая масса которых превышает солнечную в 4500 раз — это одна из немногих областей в наблюдаемой Вселенной с наиболее высоким уровнем звездообразования. Для сравнения, в галактике Млечный Путь ежегодно появляется всего лишь несколько звезд, их общая солнечная масса равна 1.

“Обычно астрономы называют подобные объекты “starburst” — галактики со взрывным звездообразованием. Но в SPT 0346-52 звезды рождаются куда быстрее, поэтому ее можно выделить в особый класс “hyper-starburst””, — говорит один из исследователей, Энтони Гонсалес. — «Внутри нее находится очень много холодного газа, который довольно быстро превращается в новые звезды”.

По мнению ученых, изучение таких объектов, как SPT 0346-52, поможет специалистам больше узнать о формировании и росте галактик и сверхмассивных черных дыр в их центрах.

“На протяжении десятилетий астрономы знали, что сверхмассивные черные дыры и звезды, образующие галактики, развивались вместе. Почему это происходит — загадка”, — рассказывает один из исследователей Хоакин Виейра из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне (США). — “SPT 0346-52 интересна тем, что несмотря на огромную скорость, с которой там формируются звезды, мы не можем найти доказательства роста сверхмассивной черной дыры. Мы будем и дальше изучать эту галактику и, возможно, в будущем ответим на вопросы, почему звезды рождаются там так быстро, что вызывает эти процессы, и как эти процессы влияют на размеры черной дыры”.

Источник: chandra.si.edu