Теория расширения вселленной
  • wikipedia

Более 30 ведущих физиков выступили в защиту инфляционной модели Вселенной

Стивен Хокинг и десятки других ведущих физиков опубликовали открытое письмо в защиту основной гипотезы происхождения Вселенной в ответ на статью, изданную в Scientific American в феврале, в которой трое ученых подвергли критике инфляционную модель. Новость об этом опубликована на сайте Hightech.

Идея инфляционной модели Вселенной заключается в том, что вскоре после Большого взрыва Вселенная быстро расширялась, как пузырь, который наполняют газом. В февральской статье об этой гипотезе было сказано, что она «не может быть доказана научным методом». Фактически, на языке ученых это то же самое, что назвать ее не настоящей наукой.

В своих рассуждениях авторы ссылаются на карту температур реликтового излучения Вселенной, которая была получена спутником Planck.

«Для инфляции характерна другая картина температурных вариаций реликтового излучения. Она также должна генерировать первичные гравитационные волны, которые не обнаружены», — полагают ученые. Эти первичные волны действительно не были до сих пор зафиксированы, хотя в 2014 году научный мир бурно обсуждал ложную их фиксацию коллаборацией BICEP.

Исходя из этих соображений, считают ученые, предположение об отсутствии инфляции «заслуживает рассмотрения». Вместо нее авторы предлагают другой сценарий: наблюдаемая сейчас Вселенная началась не с Большого взрыва, а с «отскока» во время предыдущей фазы, в ходе которой она сжималась.

«Есть два логических варианта. Или Вселенная имела начало, которое принято называть Большим взрывом, или начала не было, а то, что называют Большим взрывом, на самом деле было Большим отскоком — переходом между предыдущей космологической фазой и нынешней фазой расширения», — считают авторы статьи.

В ответ 33 физика, включая Стивена Хокинга, Лизу Рэндалл и Леонарда Сасскинда опубликовали в Scientific American гневное письмо.

Инфляционная модель была впервые предложена в 1980 Аланом Гутом, а потом дополнена и доработана Андреем Линде, бывшим советским, а затем стэнфордским ученым. Они и собрали подписи коллег в поддержку своей гипотезы.

Любопытно то, что одним из трех «бунтарей» стал бывший коллега Гута и Линде, Пол Стейнхардт, вместе с ними получивший престижную премию Дирака в 2002 году именно за разработку инфляционной модели в космологии.

Но спустя несколько лет Стейнхардт стал активно критиковать эту теорию и вместе с Анной Иджас, физиком из Принстона, и Абрахамом Лоебом, гарвардским астрономом, опубликовал статью «Pop goes the Universe» («Лопнувшая Вселенная»). В ней подчеркиваются недавние исследования космических микроволн, не совпадающие с предсказаниями инфляционной теории. Также в ней говорится, что инфляция создала бы изначальные гравитационные волны, которые так и не были обнаружены.

Такого рода критика в научном сообществе — нормальное и здоровое явление. Но что разозлило Гута, Линде, Хокинга и остальных, так это слова о том, что инфляционная модель не может быть проверена, а, следовательно, не является настоящей наукой. «Мы не согласны с рядом утверждений в их статье, но в этом письме мы хотим сосредоточить внимание на нашем категорическом несогласии с утверждением о непроверяемости инфляции», — пишут ученые. Эта теория, говорят они, основана на множестве моделей, и нет никаких сомнений в том, что все они корректны. За последние 37 лет некоторые их предсказания уже были доказаны. Некоторые — еще нет. В любом случае они проверяемые и могут быть доказаны или опровергнуты принятым в науке способом.

Между тем, авторы критической статьи успели выпустить ответ на письмо Гута, Линде и других, в котором твердо придерживаются первоначальной позиции: инфляционная модель была когда-то научной, но с тех пор стала теорией, которая «не может сделать определенных прогнозов». Похоже, спор зашел в тупик. И, пожалуй, прав Гут, который сказал: «Мне кажется, всем нам нужно вернуться к исследованиям».

Теорию расширения Вселенной без участия темной материи предложили венгерские физики. Они считают, что традиционные модели космологии основываются на допущениях, которые подразумевают, что материя имеет одинаковую плотность, а это не обязательно так.

Источник: hightech.fm