Как NASA изучает Марс
  • NASA

Ученые: Марс, возможно, сформировался в поясе астероидов

Исследование американских ученых показывает, что гравитационное взаимодействие с протопланетными телами заставило Марс “выйти” из пояса астероидов примерно через 120 лет после рождения Солнца.

Авторы научной статьи, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters, утверждают, что Красная планета имеет отличный от других тел Внутренней области Солнечной системы изотопный и химический состав. По мнению ученых, это означает, что Марс “родился” не в компании Меркурия, Земли и других планет, а сформировался в совершенно иной части системы — в поясе астероидов, и лишь потом “мигрировал” поближе к Солнцу на свою настоящую орбиту. Причиной такой миграции стало гравитационное взаимодействие внутри пояса между Марсом и мелкими астероидами.

«Марс был более массивным, чем другие тела, с которыми он соседствовал. И когда он “мигрировал” на свою текущую орбиту, он тратил энергию на расчистку пути, то есть Марс рассеивал эти протопланетные объекты и выбрасывал их в сторону Юпитера», — говорит Рамон Брассер, автор статьи и доцент Технологического института Токио (Япония).

Солнечная система

Одна из научных теорий гласит, что Солнечная система начала формироваться 4,6 миллиарда лет назад в результате гравитационного коллапса гигантского межзвездного молекулярного облака. Одна часть вещества пошла на образование Солнца, другая — на формирование протопланетного диска. Со временем из него возникли астероиды, планеты и их спутники, а также другие тела.

Ранее считалось, что все планеты сформировались там, где они находятся сейчас. Сегодня же астрономы считают, что, возможно, это не совсем так, и некоторые планеты-гиганты могли не образоваться на текущих орбитах, а мигрировать на них. В результате этой миграции образовались остальные планеты солнечной системы.
Брассер предположил, что таким же космическим «мигрантом» мог выступить и Марс, чья “история жизни” уже давно является загадкой для астрономов.

Дело в том, что масса Марса слишком большая для того, чтобы он мог сформироваться на таком близком расстоянии от Земли фактически в первые дни существования Солнечной системы. Материи протопланетного диска, как сегодня считают планетологи, просто не должно было хватить для того, чтобы обеспечить и Землю, и Марс всеми необходимыми «стройматериалами».

Еще одной проблемой является то, что Марс не похож на Венеру, Землю и Луну по своему изотопному составу – его материя гораздо больше похожа на первичный материал Солнечной системы, чем недра нашей планеты или ее спутника.
Проанализировав эти химические различия, команда Брассера попыталась найти источник материи, из которой был «слеплен» Марс. Как показали первые данные по долям кремния-30, ванадия-51 и других редких изотопов, источник находился в более холодной и далекой части Солнечной системы.

Используя эти данные, астрономы попытались определить положение «новорожденного» Марса на карте Солнечной системы, используя компьютерную модель ее эволюции. Как показали расчеты, Красная планета родилась не на своей текущей орбите, а там, где сегодня находится пояс астероидов.

Ученые проверят свою гипотезу после появления новых данных по химическому составу древнейших пород Марса, а также при помощи более детальных моделей Солнечной системы, в которых распределение разных типов первичной материи – энстатитовых и обыкновенных хондритов, было бы совершенно иным.

Источник: seeker.com/ ria.ru