• мультфильм Simpsons

Космический привет. Как мы искали и ищем инопланетян

Первые признаки внеземной жизни мы найдем через 10-15 лет — так полагает Крис Импей, профессор астрономии из Аризонского университета. По словам ученого, сегодня человечество обладает всеми необходимыми для этого технологиями. В своем интервью Futurism он рассказал, что то, что мы обнаружим будет, скорее всего, не высокоразвитой цивилизацией, а некой примитивной формой на уровне бактерий.

Интересно, но в XIX — начале XX веках люди даже не задумывались, что внеземная жизнь может быть микробной. Они представляли ее в форме высокоразвитых существ, низкорослых гуманоидов, с которыми пытались наладить контакт. Такие попытки предпринимались довольно часто и иногда были весьма забавными. Предлагаем вспомнить, как ученые пробовали установить связь с инопланетянами, и что для этого делалось.

Старт

Трудно сказать, когда именно люди начали задумываться о существовании жизни за пределами Земли. Ведь нет никаких документов, записей, по крайней мере, в свободном доступе, которые могли бы рассказать нам об отношении наших далеких предков к “представителям других миров”. Да и вообще мы не знаем, задавались ли в древности подобными вопросами?

Самые ранние известные попытки установить контакт с внеземными цивилизациями были предприняты еще в XIX веке.

Профессор математики Карл Гаусс в 1820 году предложил вырубить в Сибири часть леса, оставив только треугольник из сосен. А чуть позже Йозеф Литтроу — астроном из Австрии, который верил, что на Луне есть жизнь, решил вырыть траншеи в виде математических символов в пустыне Сахара, заполнить их маслом и ночью поджечь. Таким образом и Гаусс и Литтроу хотели продемонстрировать инопланетянам, что мы разбираемся в математике. В то время считали, что на языке этой науки говорит вся Вселенная. Французский изобретатель Шарль Кро, заметив точки света на Венере и Марсе, посчитал, что это свет от инопланетных городов. С помощью параболического зеркала ученый решил направить к этим двум планетам прямой свет от электрических ламп. Используя нечто похожее на азбуку Морзе, Шарль Кро в определенном порядке включал-выключал лампы. Он надеялся, что его сообщение распознают разумные существа. В 1876 году Эдвард Неовиус в своей книге «Величайшая задача нашего времени» описал, как при помощи световых сигналов, используя математический язык, можно установить связь с внеземными цивилизациями.

Эксперименты

С развитием электричества и попытками передачи электромагнитных сигналов на расстояние, у человечества появилась возможность заявить о своем присутствии в Галактике.

Впервые мы дали о себе знать в 1946 году, когда американские военные установили с Луной радиолокационный контакт. Ученые направили пучок радиоволн в сторону нашего спутника и зафиксировали отраженное эхо. Радиоволна, несущаяся со скоростью света, достигла лунной поверхности чуть больше чем за 1 секунду. Так как площадь расширяющегося фронта радиоволн гораздо больше площади Луны, практически все волны миновали наш спутник, отразилась лишь центральная часть импульса, которая через 2,5 секунды возвратилась на Землю.

Радиолокационный контакт с Луной

Фото: youtube.com/ Проект «Диана»

Эксперимент был подготовлен в научной лаборатории города Белмара, штат Нью-Джерси и получил название проект “Диана”. Это было первое послание, отправленное людьми в открытый космос. Оно содержало в себе закодированный звук мрачного колокольного звона.

В ходе проекта была выпущена серия мощных импульсов с интервалом в 4 секунды. Та часть радиоволн, которая пролетела мимо нашего спутника, по-прежнему бороздит космическое пространство, и ученые не теряют надежды, что рано или поздно она достигнет адресата — представителей высокоразвитой цивилизации.

Чуть позже, в 1962 году мы снова обратились к звездам. На этот раз с территории СССР. 19 и 24 ноября из космического центра в Евпатории к Венере было отправлено радиопослание — слова “Мир”, “Ленин”, “СССР”. В качестве кода использовалась азбука Морзе. Через 4, 5 минуты в космическом центре ученые приняли отраженный от Венеры сигнал.

Радиопослание Ленин, СССР, Мир

Фото: maximonline.ru

Спустя 37 лет из Евпатории при помощи радиотелескопа “РТ-70” было отправлено еще одно письмо в космос. Группа ученых, возглавляемая физиком Александром Зайцевым, послало сообщение “Cosmic call”, состоящее из двух частей: рекламной (содержала рекламу частной компании, которая финансировала проект) и энциклопедической (информация о человечестве). Письмо было отправлено в направлении к четырем звездам, очень похожим на наше светило, находящимся на расстоянии 50-70 световых лет от нас.

Аналогичные сообщения были посланы в 2001 году (песни, отобранные детьми), в 2003 (“Cosmic Call — 2” — реклама чипсов) и в 2008 (“Послание с Земли” — сообщения из социальных сетей).

Наши зарубежные коллеги в 2009 году отправили из Австралии в космос более 25 тысяч посланий, отобранных через специальный сайт. В 2013 году SETI (Институт поиска внеземных цивилизаций) в рамках проекта Lone Signal («Одинокий сигнал») послал в сторону красного карлика в созвездии Волопаса фотографии и текстовые сообщения с мобильных устройств. Спустя три года к Полярной звезде с помощью станции Cerebros ESTRACK Европейское космическое агентство отправило полученные на вопрос “Как наше влияние на окружающую среду изменит будущее?” ответы пользователей.

Что мы услышали в ответ

В 1946 году, результат эксперимента “Диана” показал, что атмосфера нашей планеты прозрачна для радиоволн, и мы можем не только их посылать, но и принимать.

С развитием радиоастрономии человечество начало прислушиваться к небу. Ежедневно ученые по всему миру слушают радиосигналы, поступающие из разных уголков Млечного Пути, в надежде засечь послание искусственного происхождения, но до сих пор чего-то похожего мы так и не нашли.

Система телескопов Аллена

Фото: tjournal.ru/ Система телескопов Аллена

Единственный интересный случай произошел в 1977 году, когда радиотелескоп “Большое ухо” поймал знаменитый сигнал “Wow!”. Долгое время считалось, что сигнал послан инопланетянами, но недавно исследователи установили, что его породила комета 266P/Christensen, проходящая в то время рядом с Землей.

Другой известный случай — радиосигнал SHGb02 + 14a, обнаруженный SETI в 2003 году. Источник сигнала наблюдался на частоте 1420 МГц каждую минуту и всего три раза. Ученые так и не пришли к единому мнению, что это было.

Как мы ищем инопланетян

Сегодня основным средством поиска внеземных цивилизаций являются радиосигналы.

Частотно-модулированные радиоволны использовались при передаче послания с телескопа Аресибо в Пуэрто-Рико. С помощью этого аппарата в 1974 году ученые смогли отправить закодированный сигнал в направлении звездного скопления М13. Послание состояло из семи частей и включало в себе структуру ДНК, изображение человека, информацию о человечестве и Солнечной системе, атомные номера основных химических элементов, числа от 1 до 10. Причем передача осуществлялась в двоичной системе: нули и единицы передавалась в двух разных частотах.

Отправляли сообщения инопланетянам и другим способом, более материальным. Например, к двум космическим аппаратам “Пионер-10” и “Пионер-11”, которые NASA запустило в 70-х годах, были прикреплены специальные пластины. На них нанесли изображения голых мужчины и женщины, диаграмму Вселенной и схему водорода. В начале 2000-ых связь с зондами была утеряна.

Послание инопланетянам на пластинах Пионеров

Фото: topnews.ru

В будущем ученые хотят научиться отправлять (и принимать) более сложные радиосигналы, а также оптические и лазерные сигналы. Сейчас мы умеем создавать спутники, которые могут “общаться” между собой при помощи лазера. Так что есть вероятность, что скоро мы сможем использовать его в качестве способа отправки писем в космос.

Предполагается, что новый проект METI сможет позволить ученым передавать более сложные радиосигналы. Первая такая попытка намечена на 2018 год. Специалисты планируют отправить приветственное сообщение на планету в системе Проксимы Центавра.

Встреча с инопланетянами, если они, конечно, существуют, может иметь самые разные последствия для землян. Мы не знаем, как они будут к нам настроены, враждебно или дружелюбно. И вообще, неизвестно, представляем ли мы для них какой-то интерес. Если нам и суждено с ними встретиться, может быть, лет через 10, 20 или 30, мы должны быть готовы к этому, мы должны определиться, какое именно лицо человечества собираемся показать инопланетным гостям. Ведь если это будет настоящее наше лицо, вряд ли они захотят идти на контакт.

Источник: Futurism