• 14:25
  • 14 сентября 2017
Ученые узнали химический состав экзопланеты WASP-19b
  • ESO

Ученые впервые смогли узнать химический состав далекой планеты при помощи наземного телескопа

Группа европейских астрономов при помощи наземного телескопа впервые смогла изучить химический состав далекой планеты и обнаружить в ее атмосфере диоксид титана — облака из сильного парникового “газа”, способного разогревать ее верхние слои до 2000 градусов по Цельсию. Об этом сообщает Futurism.

Открытие было сделано благодаря спектрографу FORS2, установленому на одном из четырех оптических телескопов системы Very Large Telescope Европейской южной обсерватории.

Экзопланета WASP-19b

Экзопланета WASP-19b была обнаружена четыре года назад приблизительно в 1000 световых лет от нас в направлении созвездия Парус. Оказалось, что она имеет такую же массу, как Юпитер, и находится у звезды, по всем параметрам очень похожей на наше Солнце. Также выяснилось, что один оборот вокруг своего светила эта планета совершает за 19 часов, что позволяет ученым наблюдать за тем, как ежедневно лучи родительской звезды проникают сквозь ее атмосферу, взаимодействуют с ее молекулами, а затем “впитывают” информацию о ее химическом составе и уносят в направлении Земли.

При помощи спектрографа FORS2, ученые смогли “разобрать” этот свет. Они отделили сигналы от шумов и расшифровали закодированную в свете информацию о химическом составе планеты. Выяснилось, что WASP-19b представляет собой “горячий юпитер” (так называют разогретые до рекордных температур газовые гиганты) с атмосферой, состоящей из небольшого количества воды, натрия, водорода и гелия. Интересным оказалось то, что верхнии слои атмосферы планеты покрыты облаками из диоксида титана и углеводородным туманом, благодаря чему “стратосфера” WASP-19b способна разогреваться от 1750 до 2000 градусов по Цельсию.

Буквально три-четыре месяца назад американские астрономы смогли найти несколько «горячих юпитеров», атмосферы которых были раскалены до еще более высоких температур — до 2,5 тысяч градусов по Цельсию, пишет Ria Новости. Эти атмосферы имели необычную структуру – они были холодные изнутри и горячие снаружи, подобно земной стратосфере. Присутствие подобного слоя на них заставило ученых предположить, что атмосферу этих «горячих юпитеров» разогревает какой-то сильный парниковый “газ”, который могут порождать два вещества – оксид ванадия или оксид титана. На примере WASP-19b группа европейских астрономов смогла это доказать.

Открытие, говорит о том, что ученые научились расшифровывать точный химический состав далеких планет, используя для этого лишь наземные телескопы.

Источник: Futurism