• NASA

5 фотографий NASA, которые изменили наше представление о Вселенной

С тех пор как человечество научилось преодолевать силу притяжения и смогло подняться выше атмосферы, мы впервые увидели Вселенную такой, какая она есть на самом деле. С помощью технических и научных достижений мы заглянули в самые отдаленные уголки космоса, узнали, как устроены звезды и другие космические тела, а также научились фотографировать эти объекты.

Предлагаем вашему вниманию пять фотографий NASA, которые изменили наше представление об окружающем нас безграничном необъятном мире.

1. Снимок Хаббл «Extreme Deep Field»

Снимок Хаббла eXtreme-Deep-Field

Фото: NASA, ESA / снимок Hubble eXtreme Deep Field

Более 20 лет назад широкоугольной планетной камерой 2, установленной на космическом телескопе Хаббл, были сделаны снимки части области Большой Медведицы и затем объединены в единое изображение «Deep Field». Эта область оказалась настолько маленькой, что на фото смогло поместиться лишь около 3000 галактик. Чуть позже, в период с 2002 по 2012 год, с помощью обновленного оборудования Хаббла ученые сумели построить более глубокое изображение космического пространства, составляющего 1/32 000 000 долю от всего звездного неба — The Extreme Deep Field (XDF). Это фото на сегодняшний день является самым детальным изображением космоса, на котором видны древнейшие галактики. Оно было составлено из множества снимков, полученных телескопом в ИК диапазоне и видимой части спектра и вмещает в себя более 5000 галактик, самая далекая из которых находится от нас на расстоянии 13,2 миллиардов лет.

В ходе работы над созданием детального снимка космоса XDF ученые смогли узнать, как взрослела наша Вселенная, и как галактики превращались из крошечных структур в гигантские образования. Одним из впечатляющих открытий стало понимание, что на протяжении долгого времени основные физические законы и константы во Вселенной оставались неизменными, а это весьма важно для науки в целом.

2. “Восход Земли”. Фото нашей планеты, полученное в ходе миссии “Аполлон-8”

снимок восхода Земли над горизонтом Луны

Фото: NASA/ Снимок восхода Земли над горизонтом Луны

Благодаря фотографии, сделанной с борта корабля “Аполлон-8” участником миссии астрономом Уильямом Андерсом, люди впервые смогли увидеть, как восходит наша планета над горизонтом Луны. И когда монахиня из Замбии, сестра Мария Юкунда написала письмо в NASA, в котором спрашивала, как ученые, зная, что в мире столько голодных и больных детей, могут тратить такие колоссальные деньги на освоение космоса, Эрнст Штулингер (в то время заместитель директора по науке в NASA), ответил ей следующее и приложил к письму знаменитую фотографию “Восход Земли”. Далее отрывок из письма 1970 года:

“На фотографии, которую я прилагаю к настоящему письму, изображена наша планета, какой ее было видно с борта космического корабля Аполлон-8, когда он облетал Луну на Рождество 1968 года. Из всех многочисленных результатов этой космической программы, фотография Земли может быть самым значимым. Именно она открыла нам глаза на то, что наша планета — это красивый и самый драгоценный островок в бесконечной пустоте, и что нет другого места для жизни людей, кроме этого голубого шара. Никогда прежде люди не понимали, насколько ограничена наша Земля, и как опасно вмешиваться в ее экологию. С тех пор как эта фотография была впервые опубликована, многие люди стали все больше и больше говорить и предупреждать о серьезных проблемах, с которыми сталкивается человек в наше время: загрязнение, голод, нищета, перенаселение. После миссии “Аполлон-8” мы наконец-то начали задумываться о тех проблемах, которые сегодня царят в мире и которые нам необходимо начать решать уже сейчас.

К счастью, современная космонавтика — это не только зеркало, в котором мы можем увидеть свое отражение, она также дает нам технологии, ставит перед нами цели и задачи, мотивирует нас и даже внушает оптимизм, позволяющий с уверенностью подходить к решению любых сложностей”

3. Картина «детской» Вселенной

реликтовое излучение

Фото: NASA/ На составленной учеными карте отображены температуры микроволнового фонового излучения, где красные точки — это горячая температура, синие — холодная

Одним из величайших открытий 20-го века было открытие остаточного свечения Большого взрыва (БВ) — космического микроволнового фонового излучения (CMB), которое пролило свет на рождение нашей Вселенной. Согласно теории, Большой взрыв породил Вселенную, наполненную материей и антиматерией, а также радиацией. Спустя 300 — 400 тысяч лет после БВ радиация отделилась от материи и продолжила расширяться и заполнять пространство. Ее принято называть реликтовым излучением, и она является самым древнейшим источником света во Вселенной.

В 2003 году зонд Уилкинсона (назван в честь астрофизика Дэвида Уилкинсона), предназначенный для изучения реликтового излучения, прислал на Землю снимки, на основе которых была составлена первая детальная карта ранней Вселенной, когда ее возраст не превышал 380 000 лет.

“Колоссальная энергия, которая вырвалась из первоначального огненного облака, давшего начало звездам и галактикам, продолжает циркулировать в нашей Вселенной уже миллиарды лет. И вот ее засняли на пленку в мельчайших деталях с помощью зонда Уилкинсона. Эта съемка принесла нам невиданную доселе поразительно четкую фотографию неба, на которой можно увидеть микроволновое излучение — результат того самого Большого взрыва”, — цитата из книги Митио Каку «Параллельные миры».

На составленной учеными карте отображены температуры микроволнового фонового излучения, где красные точки — это высокая температура, синие — низкая. Неравномерное распределение этих горячих и холодных областей помогает ученым разобраться, из чего состоит наша Вселенная.

4. Снимок «Бледно-голубой точки» от «Вояджер-1»

Снимок Земли, сделанный Вояджер-1

Фото: NASA/ Снимок Земли, сделанный Вояджер-1

14 февраля 1990 года, после более чем десятилетнего космического путешествия корабль «Вояджер-1» развернулся к дому и сделал снимки шести планет Солнечной системы, в числе прочего была сделана и фотография Земли. Нашу планету аппарат сфотографировал с рекордно далекого расстояния — 6 миллиардов километров.

В 1996 году на одном из своих выступлений известный астрофизик Карл Саган описывал это фото так:

“Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче”

Сейчас Вояджер-1» находится на расстоянии более 20 миллиардов километров и, скорее всего, уже покинул пределы Солнечной системы, став таким образом самым дальним от Земли объектом, созданным человеком.

5. “Столпы творения”: фотография Хаббла

Столпы творения

Фото: NASA/ Столпы творения

Многие из туманностей, видимых как в нашей собственной Галактике, так и за ее пределами, являются звездообразующими участками, где холодный молекулярный газ и пыль сжимаются под действием гравитации, формируя новые звезды. Впервые ученые смогли заглянуть в сердце подобной туманности в 1995 году, благодаря телескопу Хаббл. Они увидели среди молодых звезд в туманности Орла столпы, состоящие из молекулярного водорода и пыли и являющиеся областями, где рождаются звезды.

Однако, если верить ученым, которые работали со снимками “Столпов творения”, сделанных в 2010-х годах инфракрасным телескопом “Спитцер”, то, скорее всего, это космическое чудо уже разрушено. В частности, на фотографиях в окрестностях столпов было обнаружено облако горючей пыли, образованное ударной волной от взрыва сверхновой, находящейся на расстоянии около 9000 световых лет. Учитывая, что расстояние до самих “Столпов творения” составляет порядка 7000 световых лет, это может значить, что их уже не существует.

Сто лет назад мы даже не знали, что во Вселенной могут быть тысячи галактик, мы не знали, как возникла наша Вселенная, мы понятия не имели, как она может погибнуть, и как долго в ней будут светить звезды. Сегодня ученые знают ответы на эти и другие вопросы. Все это стало возможным благодаря множеству различных исследований и космическим миссиям.

Источник: Forbes