Планета Ross 128 b
Фото: ESO

Ученые нашли землеподобную планету всего в 11 световых годах от Солнца 14

16 ноября 2017

Эта вторая ближайшая к Земле экзопланета, после Проксима b, на которой может находиться жизнь. Она получила название Ross 128 b.

Команда ученых Европейской южной обсерватории (ESO) объявила, что обнаружила землеподобную планету в 11 световых годах от Солнца. Она обращается вокруг “спокойного” красного карлика Ross 128. Полный оборот вокруг звезды планета делает за 9,9 суток, а климат на ней умеренный (то есть близкий к земному. С температурой, благоприятной для существования потенциальной жизни), температура на ее поверхности, по мнению ученых, варьируется между -60 и 20°C.

«Новый мир получил обозначение Ross 128 b. После Проксимы b это вторая по близости к нам землеподобная планета с умеренным климатом. Вдобавок это самая близкая к Земле планета, обращающаяся вокруг неактивной красной карликовой звезды, что повышает вероятность обнаружить на ней жизнь», — говорится в заявлении обсерватории.

Открытие было сделано астрономами, работающими со спектрографом ESO HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher) в обсерватории Ла-Силья в Чили. Этот спектрограф используют для изучения лучевых скоростей и поиска экзопланет.

Правда, ученые не торопятся с выводами: пока им не удалось понять, находится ли Ross 128 b в зоне обитаемости (то есть на таком расстоянии от звезды, при котором на планете может находиться жидкая вода). Только выяснив это, они смогут понять, возможно ли существование жизни на экзопланете или нет.

Ближайшая на данный момент к Земле экзопланета с умеренным климатом — Проксима b, обращающаяся вокруг звезды Проксима Центавра. О ее открытии астрономы ESO объявили в августе 2016 года.
Карликовая звезда Проксима Центавра находится на расстоянии чуть более четырех световых лет от Солнечной системы. Однако, как утверждают специалисты ESO, звезда Ross 128 движется в сторону Земли, и «по расчетам всего-навсего через 79 000 лет — в космических масштабах это просто мгновение — именно она станет нашей ближайшей космической соседкой».

«Несмотря на умеренные условия на поверхности планеты Proxima b, во время вспышек материнской звезды она может подвергаться интенсивному ультрафиолетовому и рентгеновскому облучению, гораздо более сильному, чем то, которым Солнце облучает Землю», — объясняют астономы ESO.

В отличие от своей «соперницы», Ross 128 является гораздо более «спокойной», а значит на ее планетах в теории возможна жизнь.

Ученые относят красные карлики к наиболее холодным и слабым, но и самым распространенным, звездам во Вселенной. Считается, что они составляют примерно 70 процентов от общего числа звезд в спиральных галактиках и примерно 90 процентов звезд в эллиптических галактиках. Это делает их очень привлекательными объектами для поиска экзопланет, и они исследуются все чаще и подробнее. Кроме того, рядом с такими звездами легче заметить небесные тела, похожие на Землю, чем у звезд типа Солнца. Дело в том, что красные карлики уступают в размерах нашему светилу, поэтому планеты, которые вращаются вокруг, оказывают на них более заметное гравитационное влияние, чем такие же объекты рядом с более крупными звездами вроде желтых карликов. Как следствие, изменения лучевой скорости красного карлика измерить легче, а это один из самых распространенных способов нахождения экзопланет.

Источник: BBC