3D снимок вулканической пещеры в Испании
Фото: ESA

ESA показало причудливый снимок вулканической пещеры в Испании, созданный при помощи 3D технологий, которые могут быть использованы для изучения лавовых трубок на Луне и Марсе 580

17 марта 2018

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало на своем сайте 3D модель лавовой трубки Куэва-де-лос-Вердес в Испании, полученную при помощи новейших технологий. Подобные инструменты ученые смогут использовать для составления подземных карт Луны и Марса, где недавно были обнаружены похожие вулканические пещеры, сообщает Universe Today.

Уже долгое время астрофизики знают, что Луна и Марс имеют схожий с Землей химический состав. Кроме того, есть доказательства, что оба космических тела имели активное геологические прошлое, что подтверждается наличием так называемых лавовых трубок под поверхностью — пещер, образовавшихся в результате вулканической деятельности. Согласно последним исследованиям, лавовые трубки на Луне и Марсе очень похожи на те, что есть на нашей планете, и в будущем такие вулканические пещеры могут быть идеальным местом для форпостов и колоний.

Прежде чем специалисты отправят на Луну и Марс первых колонистов, ученые должны проверить глубины этих космических тел на наличие благоприятных для жизни мест. Помогут в этом новые 3D технологии, которые совсем недавно были испытаны в пещере Куэва-де-лос-Вердес в Испании командой спелеологов, геологов и астронавтов ESA. С помощью этих разработок исследователям удалось создать первое трехмерное изображение вулканической пещеры.

Чтобы составить подробную карту пещеры ученые использовали два главных инструмента: Pegasus Backpack — установку, предназначенную для картографирования подземных структур, с помощью которой были собраны необходимые геоданные и синхронизированы изображения, полученные дополнительными пятью камерами и двумя приборами, оснащенными системами 3D лазерного сканирования, и Leica BLK360 — устройство для термосканирования за счет инфракрасных сенсоров. На сегодняшний день Leica BLK360 является самым маленьким и легким 3D сканером, его размеры составляют всего 16,5 см в высоту и 10 см в диаметре, а сама модель способна сканировать поверхность до 360000 точек в секунду.

Команде исследователей удалось отобразить все контуры вулканической пещеры Куэва-де-лос-Вердес менее чем за три часа. Несмотря на то, что ученые продолжают анализировать полученные данные, составить 3D изображение, на котором запечатлены все завихрения и повороты “лавовой трубки”, уже удалось.

Вулканическая пещера Куэва-де-лос-Вердес находится на острове Лансароте в архипелаге Канарские острова. Специалисты ESA исследуют эту лавовую трубку с ноября 2017 года в рамках программы Pangea-X (Планетарный курс геологических и астробиологических тренировок для астронавтов), целью которой является подготовка астронавтов и инженеров к геологическим и астробиологическим исследованиям в будущих пилотируемых миссиях к Луне и Марсу.

Внимание ученых лавовая трубка привлекла своими размерами. На сегодняшний день это одна из самых больших вулканических пещер в мире, ее длина составляет около 8-ми километров. В ней могут разместиться не только отдельные дома, но и целые улицы.

“Когда мы начали исследовать Куэва-де-лос-Вердес в 2017 году, у нас не было возможности просканировать ее и получить карту. Сейчас, при помощи новых технологий, это сделать можно”, — говорят в ESA.

Лавовые трубки начали наносить на географические карты с 1970-х годов. Хотя исследователям удалось изучить происхождение этих вулканических пещер, а также их специфические образования, до сегодняшнего дня полных точных карт таких подземных проходов у специалистов не было.

Используя современные 3D технологии, специалисты выяснили, что 8-ми километровая Куэва-де-лос-Вердес имеет как сухие, так и заполненные водой секции. В 6-ти километровой сухой секции располагается входное отверстие, через которое можно войти и выйти, подобное образование, являющееся входом в пещеру, ученые обнаружили на Луне в 2017 году.

В ESA считают, что такие образования являются очень хорошим местом для строительства форпостов и колоний, поскольку они естественным образом защищают от радиации и микрометеоритов. Лавовые трубки также имеют постоянную температуру, поэтому смогут защитить человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды и предоставить доступ к подземным источникам водяного льда.

Изучение подобных структур на Земле — хороший способ обучить астронавтов умению исследовать лавовые трубки на других космических телах.

“Сегодня ученым хорошо известно, что умение составить карту местности — это половина успеха предприятия, особенно когда вы ищете безопасное место для создания базового лагеря. Технологии, которые были протестированы в Куэва-де-лос-Вердес, могут в один прекрасный день сослужить хорошую службу астронавту и помочь составить карту пещерных систем на Луне или Марсе”, — пишет научный журналист Matt Williams в своей статье, размещенной на сайте Universe Today.

Источник: universetoday.com