Самое крупное космическое агентство в мире не спешит начинать производство своих многоразовых ракет, в то время как некоторые частные компании, да и агентства других государств активно стремятся создать многоразовые космические аппараты.
Десятки лет назад космические инженеры пытались создать ракету-носитель, которая могла бы взлететь с космодрома, совершить полет на орбиту, и, оставив в космосе корабль или спутник, возвратиться обратно на Землю в целости и сохранности. Мало того, ученым хотелось, чтобы ракета могла приземляться вертикально и в точно заданном месте.
Различные эксперименты заканчивались неудачно, были потрачены огромные деньги, а лучшее, что удалось сделать — это построить шаттлы повторного использования, например, американский Space Shuttle (1981-2011 гг). В силу своих характеристик эти шаттлы не могли сравниться с полноценной многоразовой ракетой-носителем.
В 2015 году частная американская компания SpaceX буквально произвела фурор в области повторного использования ракет-носителей и открыла эпоху многоразовых ракет. Сотрудникам компании удалось за два последних года (2015-2016) четырежды успешно посадить первую ступень своей ракеты Falcon 9: на посадочную площадку на мысе Канаверал (22 декабря 2015 года) и на плавающую платформу в Атлантическом океане (8 апреля, 6 и 27 мая 2016 года).
По словам основателя компании SpaceX Илона Маска, использование многоразовых ракет для полетов в космос экономически целесообразно, и будущее космонавтики заключено именно в таких аппаратах.
Роскосмос заявил, что уже приступил к разработке многоразовой ракеты, которая будет построена в 2020-х годах. Однако, главный конкурент российской корпорации — NASA, похоже, пока не собирается разрабатывать собственную ракету повторного использования.
Почему?
В конце декабря один из сотрудников NASA Роберт Фрост рассказал в соцсетях своим подписчикам, почему космическое агентство не разрабатывает собственные многоразовые ракеты-носители. Далее мы приводим сообщение Роберта Фроста.
Мы не строим собственные многоразовые ракеты. В том случае, если коммерческий рынок не может предложить нам разработку, которая полностью бы удовлетворяла наши нужды, мы начинаем создавать необходимый продукт совместно с другими компаниями. Как правило, наша роль в создании этого продукта является второстепенной.
У нас не так много запусков, чтобы использование многоразовых ракет было экономически оправданным. Создавать такие ракеты имеет смысл, только если число пусков достаточно велико.
Согласитесь, было бы глупо сделать ракету-носитель Сатурн-5 (ракеты этой серии были созданы для вывода пилотируемых кораблей “Аполлон” на траекторию полета к Луне — прим.ред.) многоразовой, ведь на это ушло бы столько же средств, сколько и на всю программу Аполлон! Тогда планировалось 13 запусков Сатурн-5, и дешевле было сделать ракеты одноразовыми.
Когда космические амбиции NASA возросли, была создана транспортная система “Space Shuttle”. Орбитальный ракетоплан (Orbiter) и твердотопливные ракетные ускорители (SRBs) этой системы разрабатывались так, чтобы их можно было использовать повторно. А внешний топливный бак было решено сделать одноразовым (бак содержал горючее (водород) для жидкостных ракетных двигателей SSME — прим.ред.).
Со временем оказалось, что использование кораблей этой серии невыгодно — доставка 1 кг полезного груза на орбиту с помощью аппаратов “Space Shuttle” обходилась в 2,5 раз дороже, чем при использовании одноразовых ракет.
Несмотря на то, что жидкостные ракетные двигатели (SSME), оставшиеся после завершения программы “Space Shuttle”, многоразовые и должны были стоять на сверхтяжелой ракете SLS (первый запуск ракеты планируется в конце 2018 года — прим.ред.), NASA изменило свое решение и отказалось от них. Затраты на модернизацию этих двигателей под ракету SLS оказались выше, чем на производство новых.
Несколько лет назад французы и россияне хотели сделать многоразовой ракету-носитель Ariane 5 (ракеты этой серии доставляют груз на низкую опорную орбиту для ЕКА — прим.ред.), но поняли, что возвратить ее обратно будет стоить очень дорого, поэтому от этой идеи отказались.
Создание многоразовой ракеты-носителя — это очень тяжелый и долгий процесс. Компании Илона Маска SpaceX потребовалось 14 лет, чтобы построить только одну ступень ракеты Falcon 9. Представляете, сколько финансовых вложений было необходимо для успеха этого дела, и какой технологический прорыв нужно было совершить?
Хотя SpaceX добилась огромного успеха, многие ракетостроители уверены, что овчинка выделки не стоит. Одноразовые ракеты всегда были экономически выгодными и более надежными благодаря упрощенности элементов. По нашим расчетам, доставка полезного груза на орбиту одноразовой ракетой обходится дешевле, чем доставка груза на многоразовом аппарате.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: