экзопланета COROT-7b
Фото: youtube.com

Знакомство с планетами. CОRОT-7b: Камень, лёд и пламень 213

24 января 2017

В 2009 году космический телескоп Европейского Космического Агентства “COROT” обнаружил за пределами нашей Солнечной системы планету COROT-7b, масса которой превышает массу Земли в 7 раз. Планета почти в два раза превосходит Землю по диаметру и вращается вокруг своей звезды невероятно быстро, полный оборот она делает всего за 20 часов! COROT-7b, находящаяся примерно в 480 световых годах от нас, оказалась небольшим скалистым миром, который был бы похож на наш дом, если бы не … жгучая жара и каменные дожди.

В ходе долгих исследований ученые выяснили, что COROT-7b повернута к своей звезде только одной стороной. Температура на этой освещенной стороне достигает примерно +2500 – 2600 º С. В таких условиях здесь образуется огромный бушующий лавовый океан. Он находится в процессе постоянной конвекции: нижние слои огненной лавы нагреваются, становятся легче и поднимаются вверх; верхние же слои, наоборот, охлаждаются, тяжелеют и опускаются вниз. Это происходит непрерывно. Таким образом, огненная стихия находится в постоянном интенсивном движении.

Столь высокая температура на планете приводит к мощным испарениям океанов лавы. Испарения, поднимаясь, формируют необычную атмосферу. Ученые выяснили, что ее компонентами являются, в основном, натрий, калий, кислород (полученный в результате термического разложения скальных пород) молекулярный и атомарный, а также газообразный монооксид кремния. Находясь в верхних слоях атмосферы, компоненты породы застывают, приобретают каменистую структуру и выпадают каменным дождем или своеобразными снежинками — крошечными частицами застывающих скал.

Интересно, что из облаков, находящихся на разных атмосферных уровнях, выпадают осадки из разных составляющих. Одна из этих составляющих – энстатит. Это породообразующий минерал магматического происхождения, его окраска бывает белой, серой, коричневатой, зеленоватой или желтоватой.

Осадки другого уровня представляют собой волластонит – белый минерал с сероватым или буроватым оттенком, природный силикат кальция. Также бывают осадки из корунда (минерала, который является непрозрачным, сероватым, и может быть как крупнозернистым, так и мелкозернистым) и из редкого минерала -шпинели (смешанный оксид магния и алюминия).

Что же касается неосвещённой стороны планеты, она, по всей видимости, представляет собой кору застывшей лавы, поверх которой располагается очень толстый слой водяного льда.

Источник: Северный маяк