На днях специалисты NASA рассказали об обновленной программе Commercial Crew Program (CCP), посвященной развитию частной космонавтики. Согласно расписанию космических пусков этой программы, на конец 2018 года запланирован первый полет астронавтов к МКС на коммерческом корабле. По мнению экспертов, вопрос лишь в том, корабль какой компании первым доставит экипаж на борт станции: SpaceX или Boeing.
Commercial Crew Program
В 2011 году закончилась эра “космической независимости” США, которая позволяла американцам доставлять на орбитальные станции (“Мир”, МКС) своих астронавтов техникой собственного производства — шаттлами. В июле был совершен последний полет челнока “Атлантис”, после чего наши заокеанские товарищи прибегли к услугам Роскосмоса. С тех пор российские “СОЮЗы” доставляют американцев на Международную космическую станцию.
Годом ранее, то ли чувствуя скорое завершение программы “Спейс Шаттл”, то ли еще по каким-то причинам, NASA объявило о старте проекта Commercial Crew Program. Его суть сводилась к следующему: устроить конкурс среди частных компаний, которые смогли бы создать пилотируемые корабли для безопасной доставки астронавтов на МКС и их возвращения. В результате из пяти команд, участвовавших в конкурсе, осталось две. В 2014 году агентство подписало контракт с Boeing и SpaceX на создание двух кораблей — CST-100 Starliner и Dragon 2, соответственно — на общую сумму порядка $7 млрд (проект полностью финансируется из бюджета США). Согласно контракту, организации должны провести несколько испытательных полетов (без и с экипажем), прежде чем будет выбран корабль, которому выпадет честь первым доставить астронавтов на МКС.
DRAGON 2 против Starliner
Запланированные испытательные полеты и Dragon 2, и CST-100 Starliner из-за различных технических проблем постоянно откладывались, то есть на сегодняшний день ни один из этих кораблей еще не поднимался в воздух. Согласно летному графику компании SpaceX, первый испытательный полет Dragon 2 без экипажа намечен на февраль 2018 года, а с экипажем на июнь. На пятки SpaceX наступает и Boeing, первое испытание их корабля без экипажа планируется на июнь 2018 года, второе, с людьми на борту, на август.
20 июля вышла обновленная программа Commercial Crew Program с графиком коммерческих полетов на 2018 год. Согласно этому расписанию, на ноябрь-декабрь запланирован первый пуск коммерческого корабля к Международной космической станции с астронавтами на борту.
Менеджер программы МКС в NASA Кирк Ширеман уверен, что и Boeing, и SpaceX уложатся в сроки и предоставят свои корабли для полета к станции, вопрос лишь в том, кто это сделает первым: “Я не думаю, что у компаний появятся проблемы с техникой, и испытательные полеты в очередной раз нужно будет переносить. Нет, все идет к тому, что аппараты будут готовы”, — во время выступления на конференции “Научные исследования и эксперименты на МКС” сообщил Кирк Ширеман.
Новая космическая эра
С приходом на рынок космических запусков таких частных компаний, как Boeing, SpaceX, стоимость исследовательских миссий NASA может быть значительно снижена.
Сегодня «Боинг» разрабатывает экспериментальный беспилотный шаттл XS-1 DARPA, который станет дешевой альтернативой ракетам-носителям. Другая частная компания Virgin Galactic уже в следующем году намерена осуществить первый коммерческий полет в космос, а SpaceX недавно сообщила, что до конца 2017 года собирается построить 20 ракет Falcon 9. Другие коммерческие организации работают над созданием новых технологий, которые могли бы быть использованы в освоении космоса, например, электрический лунный буксир для доставки грузов с Земли на Луну без каких-либо специальных кораблей.