астероид Оумуамуа
Фото: evolutionnews

На поверхности первого межзвездного астероида ученые нашли органику 556

18 декабря 2017

Астрономы нашли органику у межзвездного «гостя» Солнечной системы, астероида Оумуамуа, защищающую от прямых космический лучей толстый слой подповерхностного льда. Кратко об этом сообщают РИА Новости, само исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

«Мы обнаружили, что поверхность Оумуамуа похожа по своей структуре и составу на покрытыми льдами богатыми органикой малые небесные тела Солнечной системы, которые постоянно бомбардируются космическими лучами. Эта «корка» органики толщиной в полметра защитила ледяные недра астероида от испарения под действием солнечных лучей, несмотря на то, что сама она была прогрета до температуры в 300 градусов Цельсия», — рассказывает Алан Фицсиммонс (Alan Fitzsimmons) из университета Квинс в Белфасте (Великобритания).

18 октября астрономы с помощью телескопа Pan-STARRS1 на Гавайях открыли загадочный объект необычной формы, который двигался со скоростью более 20 км/с в направлении Солнца. Первоначально этот кусок глыбы астрономы считали древней кометой, но дальнейшие наблюдения показали, что открыт астероид, причем, прилетевший к нам из другой звездной системы. Космическое тело получило официальное обозначение 1I / 2017 U1.

Специалистам удалось определить внешний вид этого межзвездного гостя, и оказалось, что он имеет вытянутую в виде сигары форму, с которой ученые раньше никогда в космосе не сталкивались.

При помощи телескопа WIYN, установленного в обсерватории с одноименным названием в Аризоне (США), астрономы смогли получить первые изображения космического посланника и подтвердить, что объект не имеет никаких признаков комы — газовой оболочки вокруг ядра, и точно является астероидом, а не кометой. В исследовании, опубликованном 20 ноября в журнале Nature, ученые, используя Очень большой телескоп в чилийской пустыне Атакама (этот комплекс из восьми телескопов принадлежит Европейской Южной Обсерватории — ESO), смогли более точно описать и охарактеризовать 1I / 2017 U1.

Вспомогательный инструмент FORS VLT, работающий в режиме спектроскопии, помог сделать очень точные измерения яркости и цвета Оумуамуа. Объединив наблюдения VLT с данными, полученными другими телескопами, астрономы обнаружили, что “яркость астероида изменяется в 10 раз, когда он вращается вокруг своей оси каждые 7,3 часа”.

“Он может быть тусклым и ярким. Это изменение яркости говорит о том, что астероид сильно вытянут: примерно в 10 раз длиннее своей ширины, и имеет весьма сложную извилистую форму”, — сообщил астроном Карен Мич из Института астрономии на Гавайях.

Дальнейшие наблюдения за Оумуамуа показали, что его химический состав может заметно различаться для разных точек поверхности, и что он ближе по своей структуре и набору минералов к карликовым планетам и астероидам класса S, имеющим гораздо более внушительные размеры. Кроме того, ученые «измерили» отражающую способность Оумуамуа и эти измерения показали, что объект наиболее близок по своему облику к тем кометам и астероидам, чья поверхность была в переносном смысле «закопчена» большим количеством органических материалов, которые постоянно бомбардируются космическими лучами и прочими частицами высоких энергий.

Благодаря этому поверхность астероида окрасилась в темно-красный цвет, свидетельствующий о том, что «небесный камень» провел в открытом космосе не меньше 10 миллионов лет, а сам астероид не испарился полностью в момент сближения с Солнцем.

«Удивительно, как этот первый межзвездный объект похож на многие небольшие миры из нашей собственной Солнечной системы. Это говорит о том, что планеты и малые небесные тела мало чем отличаются в разных звездных системах. Мы продолжаем изучать Оумуамуа и надеемся, что нам удастся раскрыть и другие его тайны. Подобные открытия всегда заставляют людей задуматься, что или кто может скрываться в глубинах космоса», — заключает Алан Фицсиммонс.

Источник: РИА