Испытание новой системы поиска жизни
Фото: Marsdaily.com

Ученые изобрели новую технологию поиска микробной жизни 549

19 января 2018

Ученые из Канады изобрели более компактную систему поиска жизни на далеких планетах, делающую эти поиски менее затратными. Система работает на основе старых технологий и новых микробиологических методах исследования биоматериала. Ее уже успешно протестировали в канадском Заполярье — территории с температурными условиями, приближенными к марсианским, и в скором времени она может поступить на службу в NASA. Исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Microbiology, а кратко о нем сообщает Mars Daily.

В настоящее время большинство инструментов, которые используются в астробиологических миссиях, очень большие, тяжелые и потребляют много энергии, а это создает дополнительные проблемы в работе с ними. Кроме того, такое оборудование не совершенно, оно ищет органические молекулы и другие «биосигналы», что по сути является лишь косвенными доказательствами существования жизни. Все это делает такие приборы не пригодными для будущих миссий на Европу или Энцелад (спутники Юпитера и Сатурна, соответственно).

Профессоры Жаклин Гордиаль и Лайл Уайт из Университета Макгилла в Канаде на основе нескольких дешевых и потребляющих мало энергии инструментов для микробиологии сконструировали “платформу для обнаружения жизни”, способную “извлекать” микроорганизмы из образцов почвы, оценивать их биомассу и активность, а также определять последовательности молекул ДНК и РНК.

Чтобы канадская “платформа” могла искать жизнь на Марсе, Европе или Энцеладе, она должна уметь работать в регионах с экстремально холодными температурами. Поэтому биологи протестировали ее на севере Канады, в месте с очень суровым климатом — Канадском Арктическом архипелаге.

“Марс — очень холодная и сухая планета с вечной мерзлотой. На Земле есть подобные места, одно из них — канадское Заполярье”, — говорит Гордиаль. — “Чтобы проверить нашу “платформу” мы выбрали участок в 900-х км от Северного полюса, напоминающий марсианские районы”.

В своих экспериментах биологи применили портативный ДНК-анализатор MiniON (10 см в длину). Ученые впервые показали, что этот прибор можно использовать не только для расшифровки ДНК и определения штаммов в разгар эпидемий, но и для поиска микробной жизни в регионах с очень низкими температурами, если объединить его с другими подобными инструментами. При помощи такого “объединения” исследователи смогли выделить экстремофильные микроорганизмы, которые ранее не были культивированы, обнаружить микробную активность и “прочитать” последовательность белков активных микроорганизмов.

“Присутствие ДНК само по себе не говорит вам о состоянии организма, это может быть как “живой” так и “мертвый” микроб”, — сообщила Гордиаль. —“Используя ДНК-анализатор с разработанной нами методологией, мы смогли сначала найти активную жизнь, затем распознать ее и проанализировать ее геномный потенциал, то есть типы функциональных генов, которые у нее есть”.

“Платформу” канадских биологов ждет еще одна серия испытаний, после чего ученые собираются показать ее специалистам NASA. В случае успеха, а именно, если точность этой системы будет 95% (сейчас чуть больше 80), есть вероятность, что ее будут использовать в миссиях американского космического агентства.

Источник: Marsdaily.com