imax
Фото: Capital FM Kenya

Российские ученые научили искусственный интеллект предсказывать коммерческий успех фильмов 493

13 марта 2018

Если бы бюджет фильма «Код да Винчи» был на $15 млн больше, а сам фильм – сиквелом и длиннее на три минуты, его кассовые сборы выросли бы на 25%. Спрогнозировать финансовый успех можно для любой киноленты. Делать это способен искусственный интеллект – нейросетевая модель, разработанная исследователями Высшей школы экономики (ВШЭ).

На коммерческий успех фильма влияет множество факторов — от бюджета и жанра до наличия спецэффектов, уровня актеров, возрастных ограничений, количества экранов.

Предсказать, что и в какой мере скажется на результатах проката, сложно, но благодаря развитию современных технологий — возможно. Профессор Леонид Ясницкий предлагает использовать для этого метод нейросетевого прогнозирования. Ученый создал экономико-математическую модель, основанную на нейронной сети, и с ее помощью вычислил зависимость кассовых сборов от различных параметров фильма.

За основу было взято 20 параметров:

Таблица параметров

Фото: ВШЭ

Применительно к модели эта двадцатка стала 20-ю входными переменными (нейронами), а выручка от проката (мировые кассовые сборы) — единственной невыходной, то есть результатом моделирования.

Нейросетевая модель была обучена (ее переменные подстроены под конкретную задачу) и реагировала на виртуальные изменения каждого из 20 нейронов. Она вела себя так, как вела бы себя моделируемая область, то есть кинобизнес. Эту адекватность подтвердили тесты на фильмах США с кассовыми сборами в диапазоне от $1–3 миллиона.

Поочередно исключая входные переменные (параметры фильма), исследователи наблюдали за погрешностью тестирования: чем она выше, тем больше параметр влияет на кассовые сборы.

Самыми значимыми оказались бюджет киноленты, ее продолжительность и является ли фильм сиквелом (следующей серией франшизы). В меньшей степени важны основа сценария, год создания и возраст режиссера.

Кассовые сборы кинофильмов США

Фото: ВШЭ

Эксперименты над фильмами

Нейросетевая модель позволяет не только строить прогнозы, но и менять их в наиболее благоприятную для кинобизнеса сторону.

«Варьируя входные параметры и производя вычисления, можно сформировать конкретный список рекомендаций, способствующих увеличению кассовых сборов и прибыли», — говорит Леонид Ясницкий.

Для проверки этого утверждения были проведены виртуальные компьютерные эксперименты над двумя фильмами с разными бюджетами и кассовыми сборами: «Код да Винчи» и «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза».

Бюджет первого фильма составил $125 млн, а кассовые сборы в мире – $758,2 млн. Прогноз нейросети:

1) при ступенчатом росте бюджета на $5–30 млн фильм собрал бы в прокате на $12–92 млн больше, прибыль (разность между кассовыми сборами и бюджетом) выросла бы на $7–62 млн;

2) увеличение продолжительности картины на 5–15 минут = росту сборов на $3–16 млн;

3) если бы фильм являлся продолжением, его «касса» составила бы не $758, а $900 млн (считается, что на сиквелы зритель идет охотнее, чем на фильмы с абсолютно непредсказуемым сюжетом).

Рекомендации по итогам прогноза: увеличение бюджета на $15 млн и продолжительности фильма на три минуты, а также продолжение франшизы (фильм как сиквел) дали бы кассовым сборам еще 25%.

Бюджет второго фильма $115 млн, кассовые сборы в мире — свыше $1 млрд. Прогноз нейросети:

1) рост бюджета на $5 млн увеличил бы на такую же сумму кассовые сборы, но не сказался бы на прибыли;

2) при дальнейшем росте бюджета сборы остаются прежними, а прибыль сокращается;

3) даже малейшее уменьшение бюджета несет значительные потери «кассы» и прибыли.

Рекомендации по итогам прогноза: при планировании фильма сумма его бюджета, как и другие параметры, была выбрана оптимально, что обеспечило коммерческий успех картины.

Таким образом, эксперименты показали, что виртуальное увеличение бюджета по-разному сказывается на прогнозируемых кассовых сборах и величине прибыли – ведет либо к их увеличению, либо к замедлению или падению роста. Зная это и используя предложенную модель, принимать оптимальные бизнес-решения можно еще на этапе планирования будущих фильмов.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: Высшая школа экономики

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: