Человек, страдающий социофобией
Фото: Pixabay

Психологи объяснили социофобию боязнью ошибиться 650

30 марта 2018

Исследователи из университета Мэриленд изучили мозговую активность 12-летних детей во время выполнения специального задания и обнаружили, что дети становятся более склонны к ошибкам, когда в процессе работы за ними наблюдают. Полученные результаты выявили потенциальный нейроповеденческий эффект, изучив который, ученые смогут объяснить, почему у людей развивается социальная тревожность, сообщает Zme Science.

Социофобия, либо социальное тревожное расстройство (SAD) — психологическое заболевание, выраженное страхом общения; в частности, это страх быть негативно оцененным другими людьми. SAD лишает многих радостей жизни: создать семью, построить карьеру, завести друзей. Проблема заключается в том, что социофобия имеет хронический характер, ее симптомы могут появляться в достаточно юном возрасте, и когда человек взрослеет, они никуда не исчезают.

По данным Американской ассоциации по тревожности и депрессии, в настоящее время 6,8% взрослого населения США, или 15 миллионов мужчин и женщин, страдают социофобией. Среди психических расстройств SAD занимает третье место в этой стране после депрессии и алкоголизма.

Доподлинно никто не знает, что именно вызывает социофобию, психологи постоянно проводят различного рода исследования для поиска причины этого психологического заболевания.

Психолог из университета Мэрилэнд Джордж Баззелл и его коллеги провели исследование, в котором попытались изучить механизмы, лежащие в основе социальной тревоги, а также ответить на вопрос, какую роль социофобия играет на неврологическом уровне.

Для своего эксперимента специалисты собрали 107 детей 12-летнего возраста, у которых ранее наблюдалось поведенческое торможение — это черта темперамента, которая проявляется в робости, застенчивости, уклончивости при столкновении с незнакомыми людьми, местами и ситуациями.

Детям было предложено пройти специальный тест под названием “фланговая задача”, предназначенный для оценки концентрации внимания, а также когнитивного контроля.

Испытуемые должны были выполнить тест в двух вариантах: в первом за ними наблюдали сверстники, во втором наблюдение со стороны отсутствовало.

При выполнении задания активность мозга каждого участника эксперимента регистрировалась прибором электроэнцефалографом. Исследователи также сравнили симптомы психологического расстройства испытуемых во время проведения эксперимента и до его начала.

В первом варианте теста, то есть когда в процессе выполнения задания за детьми следили их сверстники, испытуемые совершали ошибки намного чаще, чем когда оставались без наблюдения.

Исследовав реакцию ребенка до, вовремя и после совершенной ошибки, изучив данные электроэнцефалограммы, в частности “электроэнцефалографический коррелят мозгового механизма, названный «негативность связанная с ошибкой»”, и сопоставив их с ранее наблюдавшимися симптомами психологических расстройств, специалисты обнаружили, что социофобия и поведенческое торможение связаны между собой.

“Эти дети были слишком обеспокоены своими ошибками и сосредоточены на осознании их, ошибками, допущенными под пристальным вниманием сверстников, то есть в социальных ситуациях, что и обострило у детей социальную тревожность”, — говорит Джордж Баззелл. — ”У них развился нейроповеденческий эффект, который, по сути, является мостом между поведенческим торможением и социофобией”.

Таким образом специалисты пришли к выводам, что во время наблюдения за детьми «в социальных ситуациях», у них возникает страх совершить ошибку перед другими людьми, что и запускает социальную тревожность. Кроме того, во время экспериментов, был выявлен нейроповеденческий эффект, который, по мнению психологов, и отвечает за возникновение страха ошибиться.

Однако в работе американских исследователей есть несколько загвоздок. Во-первых, нейроповеденческий эффект, о котором говорил выше Баззел, развился уже после того, как у детей были зафиксированы признаки социофобии. Во-вторых, «озабоченность ошибкой» у детей возникала только в момент эксперимента.

В будущем исследователи планируют использовать более сложные методы, чтобы получить полную картину неврологических процессов, которые предшествуют ошибкам и возникают уже после их совершения.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: ZMEScience

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: