Физик из Великобритании в своей статье, опубликованной в научном журнале Astronomy & Geophysics, предлагает отказаться от уже устоявшихся астрономических терминов, таких как световой год, угловая минута, астрономическая единица, и заменить их на новые, более “логические», практичные для ученых и понятные для обычных людей”, сообщает astronomy.com.
Кит Аткин, бывший научный сотрудник Шеффилдского университета (Великобритания), утверждает, что использование в профессиональной астрономии таких терминов, как световой год (расстояние, которое луч света проходит за год — почти 10 триллионов километров), астрономическая единица (сокращенно a.e. — среднее расстояние от Земли до Солнца, равное почти 150 миллионам км) и т.д, является устаревшим и не практичными. По его мнению, астрономам нужно задуматься о введении в эту область научной деятельности более “логических и простых терминов, которые облегчили бы исследования как внутри астрономии, так и в других междисциплинарных областях”.
В своей статье, которая вышла 2 апреля, физик фокусирует внимание на единицах измерения космического расстояния, отмечая, что в современной астрономии существует избыток терминов для тех или иных единиц и зачастую слова обладают “странной морфемной структурой”.
«Мегапарсек — неудобное, и я бы даже сказал, неуклюжее слияние приставки мега с непонятной для многих неспециалистов внесистемной единицей измерения расстояния», — пишет в своей работе Кит Аткин.
Ученый предлагает решение. “Все единицы измерения космических расстояний и длин нужно перевести в метры. Сегодня установлено, что один метр это путь, пройденный светом в вакууме за 1/299 792 458 секунды”.
Таким образом, пишет ученый, все единицы астрономического расстояния, от a.e. до одного парсека (единица измерения, определяющая расстояние между небесными телами за пределами Солнечной системы, равная 3,26 световым годам), могут быть переведены в метры, и для получения нового термина необходимо будет просто к слову “метр” добавить одну из приставок, используемых в СИ (международная система единиц).
Например, Аткин предлагает ввести в астрономию понятия мегаметры (Мм, 10^6 м), гигаметры (Гм, 10^9 м) и тераметры (Тм, 10^12 м) для измерения расстояния до объектов в Солнечной системе, а также для вычисления их радиуса и т.д.
“Таким образом радиус Земли будет составлять 6,37 Мм, расстояние от нашей планеты до Солнца — 150 Гм”, — пишет физик.
Петаметрами (Pm, 10^15 м) и экзаметрами (Em, 10^18 м) ученый рекомендует измерять расстояние в нашей галактике Млечный Путь, а зетаметрами (Zm, 10^21 м) и йотаметрами (Ym, 10^24 м) — внегалактические расстояния.
Тогда получится, что красный карлик Проксима Центавра будет находится от нас на 40 Pm (вместо 4 световых лет), Андромеда — на 20 Zm (вместо 2 537 000 световых лет), а компактная галактика UDFj-39546284 — одна из самых далеких обнаруженных человеком галактик, на расстоянии 126 Ym (13,4 миллиарда световых лет).
В своей работе Аткин затронул и другие единицы измерения.
По мнению физика, нет смысла использовать термины «килограммы» или «солнечная масса» (объекты измеряют массами Солнца (1 масса равна 1,98 × 10^30 кг), например, Бетельгейзе “весит” почти 8 солнечных масс), когда можно применить приставки из системы СИ к граммам. Аткин предлагает взять за основу приставку беса (B, 10^33 грамм), так Солнце будет составлять 1,98 Bg, а Бетельгейзе — 15 Bg.
Ученый также утверждает, что такие термины, как угловые минута и секунда (единицы измерения углов), могут быть заменены на более практичные и понятные. Аткин предлагает измерять все углы с помощью радиана, вместо градусов и секундной дуги, как это делают астрономы сегодня.
Некоторые коллеги Аткина считают, что современная терминология в астрономии более практична в применении чем то, что предлагает физик.
“Такие единицы измерения, как a.e. и солнечная масса куда лучше описывают расстояние до объектов и их массу, чем зетаметры и бесаграммы Аткина. Если расстояние до Юпитера составляет 5,2 a.e, то у нас в голове складывается сразу четкая картина, что этот газовый гигант находится в пять раз дальше чем Земля от Солнца, если Бетельгейзе имеет массу восемь солнечных, то мы знаем, что она в 8 раз “тяжелее” Солнца. Поэтому вряд ли терминология нашего коллеги будет принята на вооружение”, — цитирует издание Astronomy слова коллег Кита Аткина.
С другой стороны, в астрономии есть такие термины, которые обычного человека могут сбить с толку, например, звездная величина — установлено, чем меньше значение звездной величины, тем ярче объект. Или планетарная туманность, которая совсем не связана с планетами, и образуется, когда красный гигант или сверхгигант на закате жизни сбрасывает в космос свои внешние слои в виде ионизированного газа. Планетарные туманности назвали так за внешнее сходство с дисками планет, наблюдаемыми в телескоп, и поэтому этот термин может ввести в заблуждение любого человека, интересующегося астрономией не профессионально, считают в Astronomy.