Череп ребенка, принесенного в жертву инками

В конце апреля в журнале National Geographic вышла сенсационная статья, посвященная одному археологическому открытию. В материале сообщалось, что на севере Перу, в месте под названием Huanchaquito-Las Llamas (находится в нескольких километрах от столицы доколумбовой империи Чиму, города Чан-Чан) было обнаружено крупнейшее на сегодняшний день детское ритуальное захоронение: останки 140 детей, убитых в возрасте от 5 до 14 лет. Рядом были погребены 200 полуторагодовалых лам.

Как выяснили специалисты, всех детей убили в один день, чтобы, скорее всего, умилостивить местных богов и остановить аграрный кризис, вызванный частыми наводнениями и ливнями (могилы покрывал слой засохшей грязи, который мог образоваться из-за наводнений, считают исследователи). По положению ребер и повреждению грудины ученые установили, что у жертв было вырезано сердце, а изотопный анализ и изменения в структуре черепа (характерные для жителей предгорий) показали, что эти дети относились к совершенно иной этнической группе, и были приведены на место казни из других районов империи.

Останки детей, обнаруженных в Перу

Фото: JOHN VERANO/ Место раскопок в Перу. Большинство детей были убиты в возрасте от 8 до 12 лет

По результатам радиоуглеродного анализа текстиля и других предметов, найденных в захоронении, специалисты установили, что массовое убийство детей было совершено между 1400 и 1450 годами н.э., то есть практически перед самым закатом Чиму (культура этой империи зародилась около 900 года н.э. и существовала до завоевания инками в 1470 году).

Один из черепов ребенка, обнаруженных в Перу

Фото: JOHN VERANO/ Останки ребенка, обнаруженные недалеко от столицы Чиму, города Чан-Чан

Исследователи отмечают, что обнаруженные 140 скелетов — это лишь верхушка айсберга, так как, по мнению историков, ритуальные расправы над детьми во времена чиму процветали, и неизвестно, сколько именно было совершено подобных убийств за время существования доколумбовой империи (ранее, в 2011 году, во время первых археологических раскопок в Huanchaquito-Las Llamas, были найдены останки 42 детей и 76 лам). Ученые уверены, что в регионе, окружающем Чан-Чан, они сделают еще не одно подобное открытие.

Индейский детский жертвенник

Приношение детей в жертву божествам в доколумбовой Южной Америке не было редкостью. Кроме жителей империи Чиму, подобные ритуалы совершали и инки (крупнейшая индейская цивилизация, превратившаяся в XVI веке в испанскую колонию), об этом свидетельствуют находки археологов и заключения ряда экспертов. Так, например, в 1999 году недалеко от вершины вулкана Льюльяйльяко (граница Чили и Аргентины), на высоте более 6 тысяч метров, ученые нашли замороженные останки троих детей: двух девочек 13 и 4-5 лет, соответственно, и мальчика 4-5 лет, которые жили чуть более 500 лет назад. О ритуальном жертвоприношении говорят находки рядом с телом девочки: украшения из золота, ритуальная одежда и посуда с едой.

Ребенок, принесенный в жертву инками

Фото: infoniac.ru/ Одна из мумий ребенка, обнаруженных учеными недалеко от вершины вулкана Льюльяйльяко

Химический анализ останков и волос жертв рассказал, чем дети питались перед смертью, и каким был их образ жизни. Выяснилось, что за год до казни они переходили на более хорошую еду — их начинали кормить мясом и маисом, а за несколько недель до совершения ритуала детям давали наркотики и алкоголь — листья коки и кукурузный алкогольный напиток чичу. Как именно погибли эти дети, ученые затрудняются ответить, некоторые считают, что жертвам проломили голову камнем, другие полагают, что мальчик и одна из девочек были “похоронены живьем”: жрецы просто оставили их замерзать в ритуальном месте. Но в чем точно уверены исследователи, так это в том, что это жертвоприношение непосредственно было связано с церемонией “Капакоча” — ритуалом, призванным вселить страх в подданных и тем самым облегчить управление растущей империей инков.

Согласно документам испанских миссионеров, обряд детских жертвоприношений у инков существовал достаточно давно, и, возможно, он даже был заимствован у предшественников этой индейской цивилизации. Ритуальное убийство детей воспринималось инками как необходимость и служило своего рода “меновой монетой” в торге с богами: пролитая кровь чистого невинного ребенка считалась наилучшим способом достучаться до небесной канцелярии, чтобы та помогла справиться с насущными земными проблемами: голодом, стихией, войнами и т.д.

Убивали в ритуальных целях детей также племена майя, главным образом как жертву при строительстве храма. Например, в ходе раскопок, проводимых в 1974 году в Белизе, археологи нашли останки 5 детей, возрастом от 1 года до 8 лет, чье убийство предшествовало созданию стелы.

В искусстве майя классического периода также есть сюжеты, показывающие извлечение детских сердец при восхождении на трон новых правителей или при наступлении нового цикла календаря. На одной из стел старинного города майя Пьедрас-Неграс (Гватемала) можно видеть сцену умерщвления мальчика по этому случаю. Другие сцены жертвоприношений изображены на расписных кувшинах.

Стела с жертвоприношением

Фото: imagina65.blogspot.com.by/ Стела №11 в Пьедрас-Неграсе, Гватемала, на которой показано, как жрецы приносят в жертву мальчика

Отметились жестокостью над детьми и ацтеки.

В 2011 году группа археологов под руководством Луиса Гамбоа из Национального института антропологии и истории в Мексике, обнаружила порядка двадцати детских скелетов в 65 километрах севернее Мехико. Останки детей располагались в одной яме вокруг святыни бога дождя Тлалока. Дети были убиты одновременно острым предметом, скорее всего, им перерезали горло. По мнению ученых, ацтеки верили, что принесенные в жертву мальчики и девочки будут служить Тлалоку и помогут вызвать дождь, когда это будет необходимо.

В последнее время многие эксперты также приходят к выводам, что детские жертвоприношения у доколумбовых цивилизаций были одним из способов манипулирования общественностью, благодаря которому правящие элиты могли управлять поведением как отдельных личностей, так и групп людей в целом. Поэтому навязанная “сверху” жертва ребенка должна была приниматься обществом беспрекословно, за неповиновение бунтарей мог ждать страшный суд.

Повсеместное распространение

К большому сожалению, в прошлом ритуальные детские убийства были распространены повсеместно и совершались в различные эпохи в самых разных уголках планеты. Есть свидетельства того, что мальчиков и девочек в жертву богам приносили в Античности. В некоторых источниках утверждается, что в Аргосе, еще во времена пеласгов, совершались ритуальные убийства младенцев и мальчиков в угоду хтоническому богу или герою Персею, а в роли жриц выступали молодые девушки.

Ритуальные убийства прекратились только с принятием культа Диониса. Скорее всего, древний культ кровавых жертвоприношений стал обременительным, так как отличался жестокостью и требовал большого количества убийств и регулярного исполнения.

В своей книге “Доисторические и внеисторические религии” востоковед и историк Андрей Зубов со ссылкой на статью в “The Journal of the Burma Research Society” рассказывает, что в долине Хукаванг в языческой Мьянме существовал обычай приносить в жертву духам урожая мальчиков и девочек.

Делалось это в августе, перед началом сбора риса. Целью обычно становились совсем маленькие дети, которых похищали. На шею им набрасывалась веревочная петля, и на этой веревке их водили из дома в дом по всей деревне. В каждом доме ребенку отсекали по одной фаланге пальцев, и все жители дома обмазывались кровью, они также лизали отрубленную фалангу и натирали кровью котел для приготовления пищи. Затем жертву привязывали к столбу посреди деревни и умерщвляли постепенно, нанося несильные удары копьем. Кровь из каждой раны тщательно собирали в бамбуковые сосуды и затем ею обмазывали себя все жители деревни.

Внутренности умершего вынимались, мясо снималось с костей, и всю плоть, поместив ее в корзину, выставляли на платформе посреди деревни как жертву духам. Жители деревни, все в жертвенной крови, плясали вокруг платформы и рыдали одновременно. Затем корзина и ее содержимое выбрасывались в лес, а плоть тайно съедалась общинниками.

Мьянманские язычники считали, что дети наименее отягощены грехами, а значит, наиболее угодны высшим силам.

Ритуальные детские убийства в наше время

Примечательно, что в современном мире есть страны, где до сих пор практикуют кровавые ритуалы с детьми. Это происходит из-за несовершенства законодательства, бедности и низкого образовательного уровня.

С конца 1990-х годов прошлого века в Уганде, Танзании, Нигерии Намибии, Южной Африке и т.д. выявляется от десяти до ста случаев детских ритуальных убийств в год. Местные колдуны используют кровь, язык, гениталии и другие части детских тел в своих обрядах с целью помочь обратившемуся к ним человеку избавиться от болезней, преодолеть проблемы в бизнесе или личной жизни, привлечь счастье.

маленький африканец

Фото: AP

Проведению ритуальных детских убийств способствуют сами жители африканских стран: суеверные бедняки пытаются построить свое благосостояние при помощи высших сил, а богачи посредствам магических ритуалов пытаются сохранить и приумножить собственный капитал.

“Мы считаем, что общество формирует спрос на части детских тел»,— в одном из интервью сообщила Роуз Налубега, специалист благотворительной организации Humane Africa, которая уже десять лет борется с калечащими детей практиками в Южной и Восточной Африке. — «Когда люди прекратят обращаться к колдунам-целителям, над детьми перестанет нависать угроза быть принесенными в жертву”.

Для борьбы с детскими жертвоприношениями власти Уганды в 2009 году создали в составе местной полиции специальное подразделение. Согласно статистике организации Humane Africa, только за 2017 год было арестовано 44 подозреваемых в ритуальных убийствах детей.

Подведем итог

Несмотря на научный прогресс, развитие культуры, постепенный отход от религиозного сознания и уроки истории, показывающие бессмысленность любых жертвоприношений, человек по-прежнему верит в такие высшие силы, с которыми, по его мнению, через невинную жертву ребенка можно договориться о своем благополучии. Является ли эта вера эхом эволюции или приобретенным элементом, заложенным в наше сознание искусственно, сказать трудно. Однако можно проследить путь развития ритуального убийства и на основе этого сделать соответствующие выводы. Если раньше жрецы навязывали жертву людям под страхом жестокого наказания, и наши предки обязаны были в нее верить и принимать как должное, то сегодня человек делает это по собственной воле. Он верит в мистический обмен, лишенный всякого смысла и логики, цена которого зачастую — жизнь невинного человека.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник:

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: