обсерватория Сайдинг-Спринг в Новом Южном Уэльсе

История открытия самой быстрорастущей черной дыры во всей наблюдаемой Вселенной, которое совершили два аспиранта-астронома Мельбурнского университета Нура Алонзи и Джек Хон.

Тихим воскресным вечером двое коллег Джек Хон и Нура Алонзи проводили свое обычное дежурство в лаборатории Школы физики Мельбурнского университета. При помощи 2,3 — метрового телескопа обсерватории Сайдинг-Спринг в Новом Южном Уэльсе (Австралия) они удаленно мониторили южное небо в поисках квазаров из ранней Вселенной (поиск квазаров — интенсивных источников радиоизлучения — основная специализация двух молодых ученых).

“Данные, которые мы используем для поиска кандидатов в квазары, поступают из SkyMapper Southern Sky Survey (SMSS), который строит всеобъемлющий цифровой небесный обзор южного неба” — рассказывает Нура Алонзи.

Последняя информация, поступившая от SMSS, включала в себя данные о 300-х миллионах объектах.

“Составлять список кандидатов из присланных SMSS данных нам помогают специальные алгоритмы. Они находят космические тела, которые соответствуют заданным критериям, например, по яркости, цвету, и оформляют их в таблицу”, — объясняет Алонзи. — “Получив список вероятных кандидатов, мы должны определить, являются они квазарами или нет. Для этого мы используем спектрограф на телескопе”.

“Мы управляем спектрографом — одним из приборов телескопа, как, впрочем, и всеми другими приборами, с нашего компьютера в Мельбурне, дистанционно. Просто вводим координаты, и спектрограф регистрирует весь возможный спектр излучения”, — рассказывает Алонзи. — “Когда появляется цель, мы “объясняем” телескопу, какой именно объект на экране нас интересует. Затем телескоп собирает свет для анализа спектра, чтобы определить, является ли объект квазаром, и если да, то каким именно”.

Яркий квазар от Хаббла

Фото: NASA/ Яркий квазар, сфотографированный Широкоугольной и планетарной камерой 2 телескопа Хаббла

Из 300 миллионов объектов программа отобрала 12 кандидатов в квазары с красным смещением, и именно за ними в судьбоносный воскресный вечер должны были наблюдать Нура Алонзи и Джек Хон.

“В первую часть ночи проводить наблюдения мешала полная Луна. Но во вторую, приблизительно после 01:00, небо стало “чистым” и мы начали работать над нашим списком кандидатов”.

Одним из кандидатов оказался квазар, который выглядел на небе как любая другая яркая точка. Но как только ученые навели на него телескоп и начали анализировать спектр, они поняли, что нашли нечто особенное.

Квазар оказался сверхъярким объектом в созвездии Южной Рыбы. Внутри него два астронома обнаружили сверхмассивную черную дыру, которая находится от нас в 12,5 миллиардах световых лет и которая в 20 миллиардов раз больше нашего Солнца. Объект получил название SMSS J215728.21-360215.1, но ученые назвали его просто “голодный монстр”. Дело в том, что масса этой черной дыры каждый миллион лет увеличивается на 1% за счет того, что каждые два дня она поглощает массу, эквивалентную массе нашего Солнца.

“Счастье, радость, конечно, азарт. У нас было много эмоций. Но даже зная то, что мы нашли нечто особенное, мы долго не могли определить, что это был именно квазар с красным смещением с черной дырой в центре”, — делится впечатлениями Алонзи.

Телескоп Skymapper в Сайдинг-Спрингс

Фото: James-Gilbert/Flickr/ Телескоп Skymapper в Сайдинг-Спрингс

Точку в исследованиях поставил руководитель Алонзи и Хона, профессор астрономии из Австралийского национального университета Кристиан Вулф. Он проанализировал собранные молодыми учеными данные и пришел к выводу, что аспиранты открыли быстрорастущую черную дыру.

“Это открытие заслуга не только наша, но и тех, кто участвовал в написании алгоритмов, способных составить точные цели, ученых, которые обучили нас дистанционно управлять телескопами и анализировать полученную информацию”, — подытожила Алонзи.

Открытие было сделано в мае 2018 года, и сейчас команда ученых достаточно детально исследует SMSS J215728.21-360215.1. Работа в этой области поможет специалистам больше узнать о том, каковы были условия в ранней Вселенной, как были сформированы элементы (особенно металлы), и как эти быстрорастущие черные дыры могут ионизировать газы вокруг них, делая Вселенную более “прозрачной”.

Источник: The University of Melbourne