К 2020 году в шотландском Созерленде Великобритания построит свой космодром, подрядчиком строительства которого выступит американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin, а к 2021 году Соединенное Королевство собирается запустить с новой площадки первую частную ракету: космическое агентство островного государства сообщило, что для этой цели оно уже заключило договор с компанией Virgin Orbit.
Журналисты австралийского издания “Спутник” побеседовали со Стивеном Фриландом, деканом юридического факультета университета Западного Сиднея, о целесообразности запусков коммерческих ракет с нового космодрома Соединенного Королевства.
Спутник: не повлияет ли неопределенность Brexit (договор о выходе Великобритании из Европейского Союза) на запуск первых частных ракет в Великобритании?
Стивен Фриланд: в ближайшие годы количество запусков в космос малых спутников будет только увеличиваться, и увеличиваться в геометрической прогрессии. К тому же, спрос в этой сфере, по моему, уже начал превышать предложение. Великобритания приняла отличное решение построить космодром для отправки небольших спутников.
Конечно, реализация этого проекта будет зависеть от целого ряда вопросов технического и финансового плана, но Соединенное Королевство располагает огромным багажом знаний в области космических технологий и, в частности, в сборке малых спутниковых аппаратов, не будем забывать, что она выпускает почти половину мини-спутников от мирового производства, поэтому это островное государство сможет занять свою нишу в данной сфере, даже если выйдет из состава Европейского Союза.
Спутник: насколько Великобритания будет конкурентоспособной на рынке ракетных запусков? Располагает ли она достаточным количеством ресурсов, чтобы соперничать с другими странами?
Стивен Фриланд: Великобритания очень хорошо подкована технически, это говорят конракты с аэрокосмическими компаниями, которые имеют огромный технологический опыт, например, Lockheed Martin.
Поэтому, с точки зрения конкурентоспособности, Великобритания должна найти правильный рынок и построить правильный объект. Однако им также нужно найти и подходящую ракету-носитель, которая будет соответствовать необходимым для Соединенного Королевства критериям.
Не стоит забывать, что технологии меняются очень быстро, рынок коммерческих запусков все еще довольно шаткий, и если вы допустили ошибку в выборе ракеты, при строительстве космодрома, или если вы используете быстро устаревающие технологии, тогда вас ждет провал.
Утверждать однозначно об успехе Великобритании в этой сфере я бы не стал.
Спутник: какие перспективы ожидают сферу малых спутников, и не “подольет ли масла в огонь” в космической гонке появление Великобритании на этом рынке?
Стивен Фриланд: развитие индустрии малых спутников — это как земной эквивалент развития мобильных телефонов. Пять-шесть лет назад мы даже не думали, какими функциями будут обладать современные смартфоны, и как сильно они облегчат нам жизнь. Мы и сейчас не знаем, какими они будут, скажем, через четыре года. Так и с малыми спутниками. Эта технология уже давно перешагнула планку “экспериментальной” и стала коммерческой, что позволило вывести на рынок большое количество представителей малого и среднего бизнеса.
Доступность, я имею ввиду дешевизну, как самих аппаратов, так и их отправки в космос, прежде всего создает конкуренцию между участниками рынка, которая, в свою очередь, способствует развитию технологий.
Конечно, эти малые аппараты не заменят традиционные, более крупные спутники, которые по-прежнему состоят на службе у ряда стран, но они позволят привлечь новые группы участников со своими идеями и планами.
Определенно, в некотором смысле с выходом Великобритании на этот рынок нас ждет “спутниковая космическая гонка”. Появится еще один конкурент, который, скорее всего, сделает отправку малых спутниковых аппаратов на орбиту еще более дешевой, а следовательно, еще сильнее всколыхнет омут конкуренции.
Спутник: сперва Великобритания собирается запускать малые спутники небольшими ракетами, но, как Вы думаете, не перейдет ли со временем Соединенное Королевство на более тяжелую технику? Сможет ли, например, США использовать британский космодром для своих космических сил? И если это произойдет, как это повлияет на космическое право?
Стивен Фриланд: Международное космическое право предполагает использование космического пространства в мирных целях, и я не думаю, что кто-то осмелится нарушить его и начнет использовать космос как “военный полигон” для развертывания смертельно-опасного оружия. Я считаю, что создание космических сил США не станет причиной начала войны в космосе.