Иллюминированные рукописи представляют собой средневековые красочные книги ручной работы, текст которых написан золотыми и серебряными чернилами (иногда красками из натуральных пигментов), а страницы украшены серебряными, золотыми орнаментами и яркими миниатюрами.
Содержание большинства этих книг ограничивается сценами из Священного Писания, песнопениями, религиозными знаниями. Также встречаются рукописи, посвященные античным авторам: Вергилию, Гомеру и т.д.
Такие манускрипты, по версии историков, создавались (часто на заказ) в Западной Европе между 500 и 1600 годами группами монахов (а позже монахинь) в монастырях, приходах и стоили дорого, так как на их производство уходило очень много времени — от года до нескольких десятков лет.
Позволить себе рукописный шедевр могли не все — лишь состоятельные люди. Благодаря тому, что спрос на иллюминированные рукописи был огромным, до нас дошла некоторая их часть.
С появлением книгопечатного станка Иоганна Гутенберга в 1440-х годах эра рукописных книг начала подходить к концу. Однако они долгое время все же оставались популярными среди богатой элиты общества. Многие средневековые коллекционеры презирали труды, вышедшее из под ручного типографского станка и продолжали заказывать у монахов рукописные манускрипты.
До наших дней дошло небольшое количество интереснейших трудов, считающихся настоящими произведениями искусства. Мы расскажем о тех 12-ти из них, которые могут вызвать у вас неподдельное восхищение.
Мир рукописных шедевров
Книга из Дарроу (650-700 гг) — по мнению некоторых историков, старейшая иллюминированная рукопись с Евангелиями, дошедшая до наших дней. Книга была создана либо на острове Айона, либо в Линдисфарнском аббатстве.
Известный исследователь рукописей Кристофер де Хамель так рассказывает об этом манускрипте:
Он включает в себя двенадцать переплетенных инициалов (отличная от прочих первая буква в тексте — буквица на Руси — прим.ред.), которые занимают значительную часть листа, пять полностраничных миниатюр, изображающих четырех Евангелистов и Иоанна Крестителя, и шесть “ковровых” страниц, состоящих полностью из орнаментов, покрывающих все пространство листа.
Книга содержит ряд ярких иллюстраций, на “ковровых” страницах можно встретить сложный кельтский орнамент, в который вплетаются изображения животных.
Этот манускрипт знаменует первое книжное появление евангелистов, а также самое раннее использование золотых и серебряных чернил в иллюминированном Евангелии.
Амиатинский кодекс (конец VII — начало VIII века) — самая древняя рукописная Библия на латыни, выполненная на основе перевода церковного писателя и аскета святого Иеронима монахами аббатства Ярроу в Нортумбрии (Британия).
Книга весит порядка 30-35 кг и написана на 1040 листах тонкого пергамента (сохранилось 1029 листов), изготовленного из шкур телят.
Все библейские рассказы манускрипта иллюстрируются яркими изображениями — миниатюрами, однако золотые и серебряные чернила в книге не используются.
Амиатинский кодекс — одна из величайших и наиболее значимых рукописей в истории человечества.
Евангелие из Линдисфарна (около 700-715 г) — книга создана на “святом острове” Линдисфарн в монастыре святого Кутберта и посвящена четырем Евангелиям Нового Завета.
В этой рукописи можно встретить “ковровые” страницы с изображением кельтских крестов, обрамленных фантастическими птицами, сплетающимися между собой шеями и хвостами, а также орнаменты из тел птиц и животных, яркие инициалы, выполненные в разном стиле и обведенные линиями из красных точек.
Во время налета викингов на монастырь святого Кутберта в 793 году книга каким-то чудесным образом была спасена и перевезена в безопасное место, на северо-восток Англии в город Дарем.
Келлская книга (около 800 г) — пожалуй, самая известная иллюминированная рукопись раннего Средневековья, посвященная четырем Евангелиям. Была создана в монастыре святого Колумбы на острове Айона, а затем из-за постоянных угроз, исходящих от викингов, перевезена монахами в Келлский монастырь в Ирландии.
Книга богата иллюстрациями, красочными орнаментами и миниатюрами.
Интересно, что на страницах этой рукописи есть декоративные элементы, разглядеть которые можно только с использованием лупы с десятикратным увеличением, в частности, их можно заметить на инициалах и на некоторых иллюстрациях. Известно, что в те далекие времена линз с таким коэффициентом увеличения не было, и историки склоняются к тому, что художник, умеющий работать в такой микроскопической технике, скорее всего, был близоруким.
Псалтирь Святого Альбана (около 1120 — 1145 гг) — создана в аббатстве Святого Альбана по заказу нормандского ученого Джеффри де Горхема, который позже стал аббатом, для своего близкого друга — затворницы Кристины из Маркиата (около 1098 г. — 1155 г.).
Эта книга содержит богатый литературно-иллюстрированный материал, в котором переплетаются порядка 40 красивейших миниатюр в полный лист на тему библейских историй: от Грехопадения до Сошествия святого духа, с романтичным жизнеописанием святого Алексия, духовными песнями и самим Псалтирем.
Библия Крестоносца (около 1250 г.) — была написана в Париже и, скорее всего, по заказу короля Франции Людовика IX (1214-1270 гг.), который участвовал в 7-м и 8-м крестовых походах и умер от дизентерии в начале своего последнего похода.
Библия Крестоносца первоначально состояла только из иллюстраций (насчитывается порядка 283 штук), показывающих библейские истории: от сотворения мира до царства Давида, а лишь затем, спустя примерно 100 лет, на полях напротив миниатюр был аккуратно добавлен текст на латыни, рассказывающий о том или ином событии.
Такая практика являлась полной противоположностью тому, как обычно создавались иллюминированные рукописи: как правило, сперва писался текст, а лишь затем книгу передавали художникам для нанесения иллюстраций и орнамента. Ученые считают, что целью Библии Крестоносца было объяснить библейские сюжеты в доступной форме.
Хронологическая последовательность сцен в рукописи специально нарушена. По задумке автора, сюжеты выстроены таким образом, чтобы заставить читателя сравнить праведные и неправедные библейские поступки и сделать соответствующие выводы. Например, вначале показана сцена убийства Авеля его братом Каином, а следом идет история Ноя, построившего ковчег и спасшего всю свою семью и некоторых животных от гибельного потопа.
Бестиарий Вестминстерского аббатства (приблизительно 1275-1290 гг.) — по утверждением некоторых историков, книга создана в Йорке.
Бестиарий — в большинстве случаев, это средневековая энциклопедия настоящих и вымышленных существ и растений, которая сопровождается иллюстрациями и текстом в стихах и прозе.
Этот жанр возник в Греции во II веке до н.э. (первый греческий бестиарий — трактат “Физиолог”), но наибольшую популярность получил в Средние века, когда было выпущено несколько таких книг, чтобы показать взаимосвязь между духовным и телесным мирами. Бестиарии учили людей рассуждать о “двух мирах” путем аналогий: в книгах шло разделение на “чистых” и “нечистых” тварей, которые носили те или иные библейские черты или образы дьявола.
Часослов Жанны д’Эвре (около 1324-1328 гг.) — представляет собой небольшую иллюминированную рукопись, созданную в Париже ведущим иллюстратором того времени Жаном Пюселем для королевы Жанны д’Эвре (1310-1371 гг.), третьей жены Карла IV (1322-1328 гг.).
Это один из красивейших манускриптов Позднего Средневековья, представленный 25 полностраничными иллюстрациями, рассказывающими о жизни Иисуса Христа, небольшими миниатюрами, их насчитывается более 700, а также молитвами, которые христиане должны были читать в течение дня.
Для оформления этого произведения Пюсель использовал пунктирные линии, черные, красные контуры с тенями и блестящие краски, тем самым придав страницам своей книги декоративную целостность, а героям — пластичность.
Черный часослов (около 1475-1480 гг.) — книга появилась в Брюгге. Автор неизвестен, но, скорее всего, он входил в окружение одного из ведущего мастеров книжной миниатюры того времени Вильгельма Верланта.
Книга изготовлена из тонкого пергамента, который был тщательно обработан и окрашен в черный цвет при помощи сажи. На пергамент нанесены синие и золотые чернила для создания орнамента, сам текст написан золотыми и серебряными чернилами.
Помимо текста в манускрипте можно встретить 14 полностраничных миниатюр и порядка 15 больших и малых инициалов.
Великолепный часослов герцога Беррийского (приблизительно 1412-1416 и 1485-1489 гг.) — рукопись содержит 12 миниатюр, на которых изображена знать или работающие крестьяне на фоне замков, рисунки на библейские мотивы и т.д.
Книга была заказана герцогом Жаном Беррийским (1340-1416 гг.), однако так и не была завершена из-за смерти герцога и художников от чумы в 1416 году. В конце XV века работу над ней завершил художник Жан Коломбо (1430/1435 — 1493).
Бревиарий Гримани (приблизительно 1510 г.) — внушительных размеров труд, состоящий из 1670 страниц с церковными текстами, календарем и полностраничными иллюстрациями, на которых изображены библейские сцены, домашний быт, природа.
Вероятно, манускрипт был создан во Фландрии, но кто именно является автором этого шедевра, неизвестно.
В начале XV века книгу купил венецианский меценат и коллекционер Доменико Гримани (1461-1523 гг.). В 1520 году он объявил на всю Италию, что рукопись, которую он приобрел у неизвестного продавца, настолько прекрасна, что отныне на нее можно будет смотреть только избранным людям с высокими моральными качествами, а после и им был закрыт доступ к книге. Согласно завещанию Гримани, рукопись запрещалось продавать и тем более выставлять в Венеции (видимо, Венецию по каким-то причинам он ненавидел).
Лишь в начале XX века нидерландские книгоиздатели добились разрешения от правительства Рима и выпустили первую репродукцию издания Бревиария, чтобы мир смог взглянуть на этот шедевр.
Молитвенник Клод Французской (около 1517 г.) — манускрипт, размером с ладонь, выступающий в качестве молитвенника. Украшен драгоценностями и был сделан в год коронации королевы Клод (1499- 1524 гг.).
Несмотря на столь малый размер рукописи, автор смог проиллюстрировать ее 132 весьма сложными рисунками, обрамленными красочными и очень яркими прямыми и извилистыми полосками.
Некоторые из этих рисунков настолько малы, что сегодня их можно увидеть только при помощи лупы.
Ученые до сих пор спорят о том, как эти изображения создавались, ведь увеличительного стекла в то время еще не существовало.
”Соперничество” между печатной книгой и рукописью
Хотя печатные книги и стали популярными в 1460-х годах (общество начало признавать их только через 20 лет после изобретения печатного станка Гутенберга), спрос на иллюстрированные рукописи не угасал, особенно среди коллекционеров и богатых людей того времени. Ученый Джулия Болонья пишет:
Средневековому профессиональному переписчику требовалось порядка шести месяцев, чтобы переписать копию четрыхсот страничного труда, конечно, станок Гутенберга делал эту работу намного быстрее. Но, несмотря на такую разницу, печатные книги не вытеснили иллюминированные рукописи, и создание этих шедевров ручной работы не прекратилось. Для культурных, религиозных и политических элит Средневековья манускрипты представляли особый престиж. Итальянский писатель и гуманист XV века Веспасиано де Бистиччи утверждал, что великий библиофил Федериго да Монтефельтро, герцог Урбино, испытал бы стыд, если бы нашел в своей библиотеке напечатанный труд.
Авторы, которые работали над такими произведениями, как “Бревиарий Гримани” или “Молитвенник Клод Французской”, творили в то время, когда печатные книги были широко распространены. Тем не менее те, кто мог себе позволить заказать рукописный шедевр, предпочитали красоту и мастерство “живой” руки печатной машине.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Связь с редакцией по электронной почте