Оппортьюнити на марсе
Фото: NASA

4 известные миссии NASA, которые недавно были переведены в “безопасный режим” 432

14 октября 2018

О трех современных “великих космических обсерваториях” и марсоходе, которые из-за технических проблем перестали передавать на Землю научные данные.

Возможно, никакая другая миссия NASA не раскрыла столько загадок космоса, не собрала такое количество данных об истории Вселенной, не подтвердила столько теорий, не сделала такое число снимков далеких планет, звезд, галактик, как обсерватория “Хаббл”.

Чего только стоят снимки так называемых глубоких полей (Hubble Deep Field, Hubble Ultra Deep Field, Hubble Extreme Deep Field), сложенные из очень большого количества экспозиций и показывающие небольшие участки неба, на которых уместились тысячи галактик. Эти фотографии стали важным инструментом в изучении эволюции Вселенной, с их помощью ученые смогли заглянуть в далекое прошлое космоса.

Но “Хаббл” уже не “юнец”. В апреле этого года ему исполнилось 28 лет — столько он работает на орбите Земли (хотя после запуска в 1990 году предполагалось, что он проработает всего 15 лет), и признаки его “старения” на лицо.

5 октября 2018 года, NASA сообщило, что космический телескоп переведен в “безопасный режим”: говоря простым языком, передача научных данных с “Хаббла” на Землю прекращена.

Космический телескоп Хаббл

Фото: NASA/ Космический телескоп Хаббл

Причина: технические неполадки, а именно выход из строя одного из трех гироскопов, позволяющих обсерватори ориентироваться в пространстве и “смотреть” на цель.

Стала ли проблема с гироскопом для NASA неожиданностью? Нет. Инженеры космического агентства уже давно знали о неполадках в работе этого устройства и были готовы к сбою.

Чтобы “Хаббл” мог вести полноценные наблюдения, ему необходимо как минимум три гироскопа, но так как один из них сломался, операторы миссии попытались включить резервный, который был установлен на телескоп в 2009 году в ходе ремонта. Но и этот гироскоп оказался проблемным и никак не спас ситуацию, поэтому руководство NASA решило перевести обсерваторию в “безопасный режим”.

Сейчас специалисты пытаются починить сломанные устройства. Если им это не удастся, телескоп, скорее всего, в дальнейшем будет работать в “ограниченном режиме”, и использовать обсерваторию на 100% уже вряд ли получится.

“Хаббл” не единственная миссия, доставившая научному миру хлопот в последнее время. Четыре месяца назад марсоход “Оппортьюнити” попал под пылевую бурю на Марсе, которая практически полностью накрыла всю планету и занесла пылью солнечные панели ровера. Из-за этой бури атмосфера планеты стала плохо пропускать солнечный свет, необходимый для работы марсохода, и аппарат был переведен командой NASA в режим энергосбережения: все научные операции были приостановлены.

6 фактов о марсоходе Оппортьюнити

“Оппортьюнити” перестал подавать сигнал 10 июня, и до сих пор ученые не могут установить с ним связь. Руководство Национального космического агентства США пока настроено оптимистично, однако, если в ближайшее время ситуация все же не изменится, NASA, скорее всего, примет решение оставить попытки связаться с роботом.

Марсоход Оппортьюнити

Фото: NASA/ Марсоход Оппортьюнити

В начале июля в “безопасный режим” был переведен и космический телескоп Кеплер. В августе его пытались “оживить”, он даже успел передать информацию, полученную во время 18-й наблюдательной кампании и подготовиться к 19-й, но затем, в начале октября, космическую обсерваторию снова “усыпили”. По сообщениям ученых, причиной погружения в такое состояние стали проблемы с наведением на цель.

Кеплер был запущен в космос в 2009 году и, по расчетам специалистов, должен был проработать только 3,5 года. Как видим, его хватило намного дольше.

С момента запуска телескоп нашел тысячи планет за пределами Солнечной системы, в том числе 30 размером с Землю. Последние находятся в зоне обитания, то есть на таком расстоянии от своей звезды, на котором сохраняется необходимая температура для существования воды в жидком виде, а это может быть признаком наличия жизни.

Телескоп Кеплер обнаружил экзозолуну

Фото: NASA/ Телескоп Кеплер в представлении художника

Ожидается, что в этом году у Кеплера закончится топливо, и он окончательно потеряет способность ориентироваться в пространстве. В какой конкретный день это случится, точно сказать никто не может.

Сейчас инженеры NASA предпринимают попытки вновь “разбудить” обсерваторию, чтобы передать на Землю информацию, которую телескоп успел собрать за август-октябрь 2018 года.

10 октября космическое агентство США объявило, что рентгеновская обсерватория “Чандра” прекратила работу по программе наблюдения и перешла в “безопасный режим”. Операторы миссии точно не знают причин сбоя, но полагают, что он также вызван проблемой с одним из гироскопов.

“Чандра” была отправлена в космос в 1999 году. Ученые рассчитывали, что миссия продлится всего 5 лет, но телескоп работает на орбите уже 20-й год: он исследует космос в рентгеновском диапазоне.

За время своей службы обсерватория обнаружила совершенно новый тип черных дыр в спиральной галактике M82, косвенные доказательства существования черной материи (наблюдая в 2006 году столкновения сверхскоплений галактик), нейтронную звезду в спиральной галактике Туманность Андромеды.

Четыре проблемные космические кампании NASA — не предел. На очереди еще одна. Похоже, трудности начинаются со вторым марсоходом — “Кьюриосити”. В середине сентября ровер приостановил научные работы, и его чуть не отправили “в спячку”. Инженеры нашли в резервном компьютере аппарата техническую неисправность (пять лет назад главный компьютер дал сбой, и машину переключили на резервный), мешающую не только передавать на Землю данные, но и сохранять их в памяти робота. Все научные инструменты марсохода специалисты на время отключили и активировали главный компьютер, но “Кьюриосити” уже не работает на полную мощь. Сейчас ровер способен только передавать техническую информацию о состоянии бортовых систем и принимать команды.

Источник: The atlantic