7 табличек Энума Элиш

Из всех мифологических сюжетов Древней Месопотамии — одной из самых великих цивилизаций Древнего мира, которая существовала приблизительно с 4000 г. до н.э. по 539 г. до н.э. на Ближнем востоке, наибольший интерес представляет миф о сотворении мира, а именно вавилонский эпос Энума Элиш.

Во-первых, он пропитан глубокой философией и позволяет сквозь призму времени увидеть мировосприятие жителей Вавилонии и соседнего царства Ассирии, населявших долину рек Тигра и Евфрата, во-вторых, он послужил источником для еврейских авторов, написавших ветхозаветную “Книгу Бытия”.

Прежде чем мы начнем рассказывать об этом эпосе, предлагаем узнать, как жители Междуречья представляли Землю и создание мира.

Каким видели мир в Древней Месопотамии

И вавилоняне, которые унаследовали культуру своих предков — Шумеро-аккадской цивилизации, и их соседи ассирийцы, представляли Землю в виде плоского диска, плавающего в пресных водах мирового океана (абзу) и окруженного горными хребтами. Жители Месопотамии считали, что на вершинах гор расположен небесный свод, отделенный от земли чем-то вроде атмосферы (лиль). По этому своду двигались планеты, звезды, Луна и наше Солнце. Под землей находился подземный мир, где обитали духи умерших.

Весь космос (анки или небо-земля) древние представители месопотамской цивилизации описывали в виде огромного пузыря, погруженного в воды первозданного, всегда существовавшего соленого океана.

Землю и Вселенную народы Междуречья изображали одинаково. Также у них был и похожий сценарий сотворения мира, правда, в различных культурах за великое Творение отвечали разные боги и делали они это различными способами.

Карта Древней Месопотамии

Фото: krugosvet.ru/ Карта Древней Месопотамии

Согласно мифологии Древней Месопотамии, именно океан (вода) стал самым первым и главным элементом, из которого появился весь мир. Свою конечную форму Вселенная получила в результате того, что некая могущественная сила отделила твердь от воды.

Если в своих мифах сотворения ассирийцы, шумеры и аккадцы рассказывают о творении как о начале, то вавилоняне, приемники последних двух, как о конце, который был не беспричинным деянием конкретного божества, а итогом вселенской битвы между добром и злом, хаосом и порядком. Все это и отражено в Энума Элиш.

Создание Энума Элиш

Космогонический письменный памятник Энума Элиш (название переводится “Когда наверху..”, назван так по первым двум словам сказания) представляет собой текст на аккадском (ассиро-вавилонском) языке, нанесенный на семь табличек, которые были обнаружены в XIX веке в ходе раскопок библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669 — 627 гг до н. э).

Одна из глиняных табличек, на которой описывается один из эпизодов Энума Элиш

Фото: Британский музей, Лондон/ Глиняная табличка, на которой описывается один из эпизодов эпоса Энума Элиш

Изначально предполагалось, что найденный текст относится к 1100 г. до н.э., однако последующее его изучение показало, что он является копией более раннего произведения.

Главное место в этом эпосе занимает Мардук — бог-покровитель Вавилона, и его борьба с Тиамат (соленая вода, первобытный хаос). В ассирийском варианте встречается имя бога-войны — Ашшура, также в некоторых местах Мардука называют богом-воздуха Энлилем, это значит, что вавилонское божество в какой-то момент времени “присвоило” привилегии шумерского божества (возможно, первоначальный вариант создали именно шумеры, и в нем речь шла об Энлиле).

Сюжет древнего эпоса

Авторы древнего текста начинают свой рассказ с представления о начале мира. Они пишут, что когда еще ничего не было создано, в великом хаосе Тиамат (соленая вода), Апсу (пресная вода) и Мумму (облако) были единым целым и находились в беспорядочном состоянии:

Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила.
Воды свои воедино мешали,
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Когда из богов никого еще не было,
Ничто не названо, судьбой не отмечено,
Тогда в недрах зародились боги…

Когда Апсу и Тиамат смешали свои воды, на свет появились Лахаму и Лахму, олицетворяющие ил, затем они породили божеств Кишара и Аншара — горизонты земли и неба, те в свою очередь бога неба Ану, а он — Энки, бога подземного мира.

Глиняная табличка Энума Элиш

Фото: Британский музей, Лондон/ Глиняная табличка, найденная при раскопках в XIX веке. Нововавилонское царство, в котором царствовал Навуходоносор II, 605-562 гг. до н.э.

После этого Апсу и Тиамат зачали ряд “малых богов”, которые были очень буйными и веселыми. Они настолько сильно досаждали своим родителям, что те захотели от них избавиться.

Могущественные боги Лахаму, Лахма, Кишара, Аншара, Ану и Энки были шокированы этой новостью и решили не допустить убийства любой ценой. Энки придумал способ, как остановить жестоких родственников. Он хитростью парализовал Мумму, а затем усыпил и убил Апсу, после чего спустился в глубины подземного мира в свой храм и со своей супругой зачал смелого и сильного Мардука:

Немыслимо облик его совершенен —
Трудно понять, невозможно представить.
Четыре глаза, четыре уха!
Он рот раскроет — изо рта его пламя!
Он вчетырежды слышит мудрейшим слухом,
И всевидящи очи — все прозревают!
Средь богов высочайший, прекраснейший станом,
Мышцами мощен, ростом всех выше…

Тиамат, узнав о предательстве, решила наказать заговорщиков и объявила им войну. Чтобы проучить богов, она породила ужасных змей и свирепых драконов:

Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью, их тела напитала,
В ужас драконов свирепых одела…

Главнокомандующим своей армии Тиамат сделала сына Кингу, которого боги очень боялись и с которым не хотели сражаться. Единственным, кто согласился с ним биться, был Мардук, но согласился Мардук при одном условии — он должен стать “царем всех богов”. У божеств не было выбора, и они наделили его всеми привилегиями.

Вооруженный сетью, луком, бурей, булавой, четырьмя ветрами и молнией, Мардук отправился на битву с силами хаоса. После небольшой стычки Кингу был взят в плен, драконы и змеи разбежались, а Тиамат поймана в сети. Когда она раскрыла рот, Мардук вдул в ее живот все четыре ветра, проткнул сердце стрелой, разбил булавой череп, а затем разделил ее тело на части: из одной части сделал небо, из другой землю.

Одержав победу, Мардук “приручил” хаос, навел порядок, пустил по новому небу Солнце, Луну, планеты, звезды, а после создал человечество:

Кровь соберу я, скреплю костями,
Создам существо, назову человеком.
Воистину, я создам людей,
Пусть богам послужат, чтобы они отдохнули…

Первый человек был создан из крови Кингу, которого Мардук и его отец Энки умертвили. Затем все боги были разделены между собой: одна часть отправилась на небо, другая должна была находиться рядом с людьми и помогать им.

Древние вавилоняне придавали мифу о Мардуке огромное значение. С одной стороны, миф объяснял, как возник мир и Вселенная, с другой, объяснял, почему люди должны служить богам.

Культ Мардука

Пик поклонения Мардуку в Вавилоне начался во 2-м тысячелетии до н.э., в период правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)., который в то время проводил политику замены женских божеств на мужские. Мардук пришел на смену богине плодородия и любви Инанне.

Тиамат и Мардук

Фото: annunaki.org/ Сцена битвы Тиамат и Мардука. Каменный рельеф во дворце Ашшурнацирапала в Кальху. 9 в. до н. э.

Литературное произведение Энума Элиш восхваляет Мардука как самого могущественного из всех богов, поэтому эпосу начинает уделяться особое внимание и он становится одним из самых популярных в Вавилоне.

Филолог Джереми Блэк пишет:

Возникновение культа Мардука тесно связано с политическим подъемом Вавилона. Из города-государства он превращается в столицу Вавилонского царства. Правителям нужно было новое божество, символизирующее этот подъем

Многие источники так описывают поклонение могущественному божеству:

На четвертый день празднования Нового года жрецы выносили статую Мардука из храма, проносили по улицам города и читали вслух выдержки из мифологического текста. В частности, из таблички под номером 7. Эта процессия проходила каждый год на протяжении 2000 лет

Энума Элиш в умах древних вавилонян имел огромную магическую силу. Люди полагали, что описанная в тексте битва на самом деле еще не закончена, и силы хаоса в любой момент могут бросить вызов порядку, созданному богами, поэтому чтение вслух как бы не давало вавилонянам забывать о грядущем.

Энума Элиш и Библия

До XIX века Библия считалась самой старой книгой в мире, и многие полагали, что все в ней описанное не подлежит сомнению и происходило на самом деле. Чтобы найти материальные доказательства правдивости всех библейских историй, в середине XIX века многие религиозные учреждения, а также музеи, проспонсировали археологические раскопки в Месопотамии (согласно Библии, в этом регионе родился Авраам, находился Вавилон и т.д).

Археологическая экспедиция нашла доказательства, но не совсем “удобные” для религиозных общин. Она нашла клинописные таблички, после перевода которых стало ясно, что ряд библейских сюжетов был заимствован из более ранних мифов.

Ученые выяснили, что известные библейские истории, такие как «Грехопадение» и «Великий потоп», прежде чем попасть на стол к еврейским авторам, прошли долгий путь. Они были сочинены и записаны в древнем Шумере, чуть позже переведены и изменены в Вавилонии, затем переработаны ассирийцами, а лишь после до них добрались библейские писатели, чтобы довести до той литературной формы, которую сегодня мы можем встретить в Ветхом Завете.

Сотворение мира и в Библии, и в Энума Элиш очень похожи: в книги Бытия описывается сотворение богом еврейского народа; в Энума Элиш рассказывается о происхождении людей и основании Вавилона под руководством Мардука. В каждом тексте есть рассказ о том, как создавались космос и человек. Каждая история начинается с неупорядоченной бездны, с описания водного хаоса и первозданной тьмы, которые когда-то заполняли Вселенную. Затем свет отделяется от тьмы (день от ночи), после происходит создание небесных тел, а дальше появляется человек, — пишет в своей статье историк Стивен Бертман.

Противостояние Вавилона и Шумера

Некоторые ученые утверждают, что в свое время через Энума Элиш Вавилон олицетворялся, как город, разрушающий традиции прошлого, чтобы на их руинах создать новое и лучшее будущее.

Ученый Торкильд Якобсен, например, отмечает:

До середины II тысячелетия до н.э цари набиравшего силу Вавилона постоянно вели войны за территорию с правителями Шумера. По сути, это была война ребенка со своими родителями (считается, что этот город основали шумеры). Цари прекрасно понимали, что Вавилон является наследником и продолжателем шумерской цивилизации.

Таким образом, этот миф можно понимать не только как великое сказание о триумфе порядка над хаосом и света над тьмой, но и как притчу о росте могущественности и возвышению новой вавилонской культуры над старой шумерской моделью цивилизации.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: ancient.eu, Жорж Ру "Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия". Древняя Месопотамия: Царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э. 2017гг, 475 стр

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: