Конец XX века можно по праву назвать началом эры “частной космонавтики”. Космический монополист — государство постепенно открывает “двери в небо” для частных организаций, готовых строить ракеты, и для туристов, желающих увидеть нашу планету с высоты за свои деньги или деньги коммерческих компаний.
В 1990 году в космос на корабле “Союз” отправился первый “непрофессионал” — японский журналист Тоёхиро Акияма. На момент полета ему было 48 лет. Вместе с советскими космонавтами Виктором Афанасьевым и Мусой Манаровым он вошел в состав экипажа восьмой основной экспедиции орбитальной станции «Мир» и должен был провести несколько прямых эфиров для японских телезрителей. За эту миссию корпорация TBS заплатила Советскому союзу, по разным данным, от $25 млн до $37 млн.
Тренировка журналиста, которая заняла чуть больше года, проходила в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Тогда еще не было разработано специальных обучающих программ для частных лиц, и японца, возможно, готовили по некой “облегченной схеме”, не предназначенной для профессиональных космонавтов (для необученного человека схема тренировки космонавтов может стать непосильной ношей). После выхода на орбиту у Тоёхиро проявилась недостаточность подготовки, во время адаптации к невесомости возникли проблемы со здоровьем, связанные с расстройствами вестибулярного аппарата.
Приблизительно с начала 2000-х годов, когда желающих отправиться в космос среди миллиардеров становится все больше, обучение начинает проходить по более выверенной и тщательной схеме.
КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
На сегодняшний день известно как минимум о 15 организациях, занимающихся “продажей билетов в космос”. Самые известные из них — SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic и Space Adventures. Если первые три, по сути, еще новички в этой сфере, им только предстоит отправить туристов в космическое пространство (SpaceX — к Луне в 2023 году, Blue Origin в суборбитальный полет в первой половине 2019 года, Virgin Galactic — во второй половине 2019 года), то последняя — “ветеран”.
Американская Space Adventures уже помогла семи миллиардерам попасть на МКС. Компания тесно сотрудничает с Роскосмосом, и поэтому все ее клиенты проходят обучение на базе Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и под наблюдением Государственной корпорации.
РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИСТА НА ПРИМЕРЕ SPACE ADVENTURES
Как мы отметили выше, пока что единственной компанией в мире, которая уже отправляет туристов в космос, и делает это аж с 2001 года, является Space Adventures. Для этой цели Space Adventures использует ракеты “Союз”, принадлежащие Роскосмосу.
Попасть в космос — это очень дорогое удовольствие, и доступно оно не всем — лишь тем у кого есть миллионы долларов и хорошее здоровье (или почти хорошее). Обычно космический тур представляет собой полет на МКС, а цена на него с 2009 года варьируется от $35-45 млн. Если турист захочет выйти в открытый космос, ему нужно будет доплатить еще $45-55 млн.
В 2002 году государства-члены Международной космической станции подписали документ, который устанавливает общие критерии отбора посетителей (космических туристов) и космонавтов МКС.
Все будущие участники полета должны соответствовать ряду не только медицинских, но и биографических требований. В первую очередь специалисты смотрят, чтобы будущий турист имел “чистое прошлое”:
не был судим;
не запятнал свое имя позорным или нечестным поведением;
никогда не употреблял наркотики;
не испытывал проблем с алкоголем.
Его анкета проверяется Интерполом, а также 16 странами-участницами проекта МКС. Согласие должны дать все 16 государств.
Турист обязан владеть английским (на уровне Intermediate Low) и хотя бы немного языком той страны, которая осуществляет запуск (в данном случае русским).
Когда начинается черед медицинских комиссий, врачи из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН проверяют историю болезней кандидата на космический полет, просят его сдать целый ряд анализов, пройти медосмотр.
Если все хорошо с анализами, будущий космический турист допускается к нагрузочным тестам, а после их успешного прохождения к стендовым – тестам в барокамере, вращению на центрифуге и т.д. Максимальная перегрузка на центрифуге, которую допускают для космических туристов, составляет 8g.
Справедливости ради отметим, что хотя в основу медицинского отбора и положены принципы, разработанные специально для космонавтов, к непрофессионалам требования гораздо мягче, чем к профессионалам. Скорее всего, это связано с тем, что полет очень краткосрочен и занимает 10-12 дней. К примеру, Ричард Гэрриотт, который побывал на МКС в 2008 году, в свое время не прошел отбор в отряд астронавтов NASA из-за проблем со зрением, но это не помешало ему отправиться в космос в качестве туриста.
По правилам, если риск для самого туриста укладывается в 1–2% годового случая, и это не влияет на программу полета и безопасность всего экипажа, то ему дают «зеленый свет». Но если по какому-то из пунктов турист не годен, тогда составляется специальный документ — «waiver» (исключение из правил). В нем сотрудники ИМБП указывают, что могут справиться с возникшей ситуацией и отступить от правил, взяв на себя этот риск (главное, чтобы опасность для здоровья туриста не была слишком большой, иначе разрешение на полет врачи не дадут). Обязательное условие — члены Совета по космической медицине МКС должны с указаниями согласиться. Каждый «waiver» оформляется очень серьезно, готовится полная литературная справка по данному заболеванию.
Среди 7 космических туристов, побывавших на МКС, были люди с клиническими диагнозами, требующими постоянного лечения: во время миссии их здоровье поддерживалось специальными медицинскими процедурами.
По итогам осмотра и физических тестов медики дают заключение. Положительное — турист отправляется в Звездный городок под Москвой для дальнейшего обучения, отрицательное — едет домой. Миллиардер должен пройти большую часть тестов на “хорошо”, сколько бы долларов у него не было, иначе в космос его не пустят.
Минимальный срок последующего обучения длится шесть месяцев. За это время будущий участник проходит три вида подготовок: общекосмическую (ОКП), специализированную космическую (СКП), предполетную космическую (ППКП).
В обучение входит изучение различных систем МКС и корабля «Союз», отработка взаимодействий с членами экипажа, нестандартных и аварийных ситуаций, умений выхода в открытый космос, навыков выживания, парашютная подготовка, а также изучение русского языка.
За 14 дней до старта турист вылетает на Байконур для окончательной подготовки к полету.
“Даже перед обычным путешествием турист должен продумать, какие именно вещи он возьмет с собой в поездку и что будет делать во время путешествия. Примерно то же самое происходит и с космическим туристом. Уже за полгода до старта мы должны четко представлять, чем будущий участник космического полета будет заниматься в космосе. А это, в свою очередь, означает полное понимание того, что он должен будет взять с собой на Станцию и спустить вниз на Землю при посадке, какие научные эксперименты будет проводить и что для этого понадобится. И всё это в условиях жесточайшего лимита по допустимой массе, причем, масса вещей, возвращаемых на Землю, в три раза меньше, чем допустимая масса при подъеме наверх”, — объясняет Денис Шапиро, сотрудник российского представительства Space Adventures
SPACEX, BLUE ORIGIN, VIRGIN GALACTIC И ДРУГИЕ
В отличие от Space Adventures, другие частные компании пользуются услугами не государственных космических госкорпораций, а небольших стартапов, на которые работают опытные специалисты.
Год назад стало известно о появлении Starfighters. Стартап разработал первую высококвалифицированную программу для подготовки космических туристов, которые забронировали места на ракетах Blue Origin, SpaceX, Virgin Galactic или любой другой компании. Клиенты Starfighters учатся летать на истребителях F-104, с помощью которых можно воссоздать перегрузки и микрогравитацию, аналогичные тем, что испытывают космонавты в полете.
Другой стартап, Blue Abyss из Великобритании в конце прошлого года объявил о том, что собирается готовить к полету миллиардеров. Для этой цели компания наняла одного из лучших инструкторов индустрии космического туризма, эксперта в области микрогравитации Владимира Плетцера, в 1990-х годах он был кандидатом на включение в экипажи шаттлов от Бельгии.
Предполагается, что услугами Blue Abyss может воспользоваться SpaceX.