Обсерватория Кека
Фото: keckobservatory.org

Обсерватория Кека нашла в космосе “детскую версию” Солнечной системы

16 мая 2019

Астрономическая обсерватория Кека, расположенная на пике горы Мауна-Кеа на Гавайях, и японский телескоп “Субару” получили снимки далекой планетной системы, которая по своей структуре напоминает Солнечную систему, когда та находилась в самом своем зачатке, сообщает официальный сайт обсерватории.

В 2015 году на расстоянии около 500 световых лет от Земли ученые обнаружили протопланетный диск из сгустков газа и пыли, окружающий молодую звезду LkCa 15, похожую на Солнце.

Последующие наблюдения посредством метода интерферометрии показали, что вокруг звезды обращаются три очень молодые планеты, напоминающие газовые гиганты. Астрономы пришли к такой мысли по следующей причине. В массивном диске вокруг звезды LkCa 15 была замечена достаточно большая пылевая полость, и ученые сделали вывод, что эта полость — явный признак того, что большая часть вещества диска, находящаяся в этом промежутке, была захвачена гравитацией планетных зародышей, или “протопланетами”, и послужила их “строительными кирпичиками”. Тогда ученые посчитали, что, вероятно, в системе LkCa 15 находятся уже сформировавшиеся тела, наподобие Юпитера и Сатурна.

Однако новые данные опровергли эту гипотезу.

Один из недостатков метода интерферометрии — то, что с его помощью достаточно сложно определить, сколько именно света исходит от планеты, по сравнению с другим источником, например, самим диском. Новые данные, полученные обсерваторией Кека и телескопом “Субару” в 2017 году, помогли решить эту проблему и показали, что большая часть света, которая, как предполагали ранее, должна исходить от трех гипотетических планет, на самом деле исходит от протопланетного диска.

звезда LkCa 15
Фото: keckobservatory.org/ Четыре объединенных изображения, на которых показаны архивные данные обсерватории Кека за 2009 год и данные, полученные в ходе наблюдения за звездой в 2017 году.
На двух снимках слева можно увидеть две дуги света, соответствующие двум структурам протопланетного диска LkCa 15. Правые изображения показывают саму дугу света в 2009 и 2017 годах, когда вокруг LkCa 15 находились три гипотетические планеты

“Большая часть света, окружающего звезду LkCa 15, исходит из дугообразной структуры — видимого края одной из составных частей диска. Эта дуга имеет ту же яркость, которую мы ранее приписывали трем планетам”, — объясняет Тэйн Керри, ведущий автор исследования и астрофизик из Исследовательского центра Эймса NASA

Ученые объединили данные, полученные ультрасовременным прибором телескопа “Субару” — Subaru Coronagraphic Extreme Adaptive Optics (SCExAO), и спектрографом CHARIS, регистрирующим излучение в ближней инфракрасной области, с данными системы адаптивной оптики обсерватории Кека и детектора инфракрасного излучения NIRC2 и сравнили их с архивом прошлых исследований системы LkCa 15.

“Как в данных телескопа “Субару” и обсерватории Кека, так и в архивных данных за 2009 год, свет, излучаемый дугообразной структурой LkCa 15, оставался статичным на протяжении восьми лет”, — говорит Керри. — “Если бы свет исходил от планет, то мы бы заметили совсем другую картину”

Откуда взялась пылевая полость в протопланетном диске, ученые пока объяснить не могут. Есть мнение, что это результат испарения пылевых частиц или некая аномалия в самом газопылевом диске.

Команда продолжит поиск протопланет в системе LkCa 15, так как она является превосходной “лабораторией” для изучения формирования планет.

“Звезде LkCa 15 чуть более 2 миллионов лет, она очень похожа на наше Солнце, а протопланетный диск вокруг нее напоминает тот, из которого, как мы считаем, сформировалась наша Солнечная система. Система LkCa 15 похожа на раннюю Солнечную сильнее, чем мы думали прежде”, — объясняет Керри. — “Мы продолжим поиски протопланет, хотя нам будет и не просто отделить свет, исходящий от планет, от света, испускаемого протопланетным диском”

Результаты работы ученых скоро будут опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters, препринт доступен на сайте arxiv.org.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Связь с редакцией по электронной почте