Связь с редакцией: [email protected]

Настоящие и будущие европейские ракеты на одном изображении

ESA выложило на своем сайте изображение, на котором показаны пять ракет и космический корабль агенства в представлении художника. Слева направо: Ariane 5, Vega, Vega-C, Ariane 62, Ariane 64, Space Rider. Первые две в настоящее время ESA использует в пусках с космодрома Куру во Французской Гвиане, остальные аппараты находятся на стадии разработки.

Европейские ракеты

Ariane 5 — двухступенчатая одноразовая ракета-носитель тяжелого класса, предназначенная для выведения на низкую околоземную орбиту до 21 тонны полезной нагрузки, на геопереходную — до 10,5 тонн.

Первоначально было разработано три модификации ракеты Ariane 5: Ariane 5G, Ariane 5G+ и Ariane 5GS, но в 2000-х эти версии были выведены из эксплуатации и на смену им пришли новые системы: Ariane 5 ECA и Ariane 5 ES.

Ракета Ариан-5

Главное предназначение Ariane 5 ECA — это вывод на геостационарную орбиту спутников связи, Ariane 5 ES — вывод на низкую околоземную орбиту автоматического грузового космического корабля ATV и отправка на среднюю околоземную орбиту (иногда называют промежуточной круговой) космических аппаратов, наподобие “Галилео”.

Ежегодно ESA осуществляет шесть-семь запусков Ariane 5, из которых только один или два предназначены для корпоративных клиентов.

Запуски ракет семейства Ариан с 1996 по 2019 годы

Выше приведен график запусков ракет-носителей семейства Ariane с 1996 по февраль 2019 года: Ariane 5G — 16 запусков, Ariane 5G+ — 3 запуска, Ariane 5GS — 6 запусков, Ariane 5 ECA — 70 запусков и Ariane 5 ES — 8 запусков, всего 103 запуска, из которых лишь 2 были неудачными. 4 июня 1996 года пуск Ariane 5G не удался из-за ошибки программного обеспечения; 11 декабря 2002 года — неудачный полет Ariane 5 ECA из-за отказа основного криогенного двигателя Vulcain 2.

Vega четырехступенчатая легкая ракета-носитель, главной задачей которой является выведение на солнечно-синхронную орбиту спутников связи массой до 1,5 т.

Ракета Вега

ESA запускает эту ракету с февраля 2012 года, и с тех пор агентство осуществило 14 удачных коммерческих запуска (на март 2019 года). Как правило, клиентами, желающими воспользоваться услугами Vega, выступают исследовательские организации, которые собираются отправить на орбиту низкобюджетные наноспутники или миниспутники, университеты со своими небольшими спутниками по наблюдению Земли и другими научными миссиями.

В среднем ESA выполняет три пуска ракеты Vega в год.

Vega-C. В декабре 2014 года Европейское космическое агентство приняло решение начать разработку более мощной версии ракеты-носителя Vega — Vega-C, которая смогла бы удовлетворить потребности растущего сегмента рынка услуг по запуску легких грузов.

Ожидается, что модификация ракеты появится в 2020 году и сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 2,2 т полезной нагрузки. При этом стоимость запуска Vega-C должна остаться на уровне Vega.

Ракета Вега-С

Новая версия ракеты станет также четырехступенчатой. Три ступени будут использовать твердотопливные двигатели, а последняя — жидкий.

Первую ступень планируется оснастить двигателем P120C — самым большим из когда-либо построенных монолитных ракетных двигателей в мире, его корпус будет выполнен из углеродных композитов. P120C — это улучшенная версия двигателя P80, который  используется сейчас на первой ступени Vega.  

На вторую ступень установят двигатель Zefiro-40 (Z40). Он будет расходовать около 36 тонн твердого топлива и развивать силу тяги 1100 кН.

Vega-C

Третью ступень оборудуют двигателем Zefiro-9, который в настоящее время используется на Vega. Zefiro-9 будет расходовать около 10 тонн твердого топлива и развивать силу тяги 213 кН.

Четвертая ступень, получившая название AVUM+, будет основана на текущей версии последней ступени Vega. На AVUM+, скорее всего, оставят двигатель РД-843, но увеличат массу топлива ступени с 0,55 тонн до 0,74 тонны.

Общая длина Vega-C составит около 35 м, а стартовая масса — 210 тонн (стартовая масса Vega — 130 тонн).

Ariane 6 разрабатываемая ракета ESA, которая будет выходить в двух модификациях: легкая версия с двумя твердотопливными ускорителями — A62, и тяжелая с четырьмя — A64. Первый запуск планируется на 2020 год.  

В зависимости от орбиты, A62 сможет выводить от 4 до 7 тонн полезной нагрузки, A64 — от 11 до 16 тонн.

Ракета Ариан-6 в двух модификациях

Ракета будет иметь три ступени.

Первая ступень будет состоять из двух-четырех твердотопливных ускорителей (в зависимости от версии ракеты) и приводиться в движение криогенным ракетным двигателем Vulcain 2.1. Ступень обеспечит подъем со стартовой площадки на 200 км. После нескольких минут работы двигатель первой ступени будет сброшен, и в действие вступят вторая и третья ступени, использующие жидкостный криогенный двигатель Vinci, работающий на кислороде и водороде. Над третьей ступенью будет размещаться отсек полезной нагрузки с обтекателем. Для A64 размер обтекателя составит 20 м, для A62 -14 м. Конструкции будут иметь один диаметр — 5,4 м, и будут изготовлены из углеродных композитов. Обтекатель защищает спутники во время запуска ракеты от теплового, акустического и аэродинамического воздействий.  

Space Rider — космический корабль многоразового использования, который сейчас разрабатывает ESA. Испытательный полет планируется на 2021 год.

Space_Rider

Европейский корабль сможет выводить до 800 кг полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту и оставаться на ней на протяжении двух месяцев. Аппарат будут использовать как научную платформу для проведения экспериментов в условиях микрогравитации, проверки различного рода технологий и показательных миссий. Space Rider будет запускаться при помощи ракеты-носителя Vega-C. Возвращаясь на Землю, он будет садиться на космодром, подобно самолету.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Связь с редакцией по электронной почте

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

Реклама
Последние статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Реклама

Другие статьи автора

Рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: