Связь с редакцией: info@severnymayk.ru

Сара Паркак: «На спутниковых снимках я увидела карту всего древнего города: сеть улиц и домов, которые с земли заметить невозможно!»

Перевод интервью Сары Паркак, специалиста в области дистанционного зондирования Земли для поиска исторических находок и следов затерянных цивилизаций, изданию The Guardian. В нем ученый рассказывает о своем проекте GlobalXplorer, Древнем Египте и мародерстве.

Сара Паркак — американский археолог, египтолог и антрополог, которая использует в своей работе новый метод исследования — спутниковое наблюдение. Снимки, сделанные аппаратами, помогают найти на поверхности Земли подсказки о спрятанных под нашими ногами артефактах. 

Труды ученого не раз служили основой для ряда документальных фильмов BBC о Древнем Египте, Риме, викингах. В 2016 году археолог была удостоена премии TED Prize, присуждаемой за смелую и креативную идею, способную изменить мир к лучшему. Главный приз в размере $1 млн Паркак получила за создание веб-сайта, при помощи которого любой желающий может работать со спутниковыми снимками, анализировать их и искать на этих фотографиях памятники истории и культуры различных цивилизаций. 

Сара Парчак

На сегодняшний день методы Паркак помогли найти 17 потенциальных пирамид, 3100 потенциальных поселений и 1000 потенциальных гробниц в Египте, кроме того, ученый совершила ряд важных археологических находок, относящихся к эпохе викингов и Римской империи. 

The Guardian: Вы специалист в области дистанционного зондирования в археологи. Расскажите подробнее о своем занятии.

Сара Паркак: В своей работе я применяю такой метод археологии, который использует снимки, сделанные спутниками, самолетами, дронами, для поиска исторических памятников. Мы смотрим на земную твердь сверху вниз, чтобы найти на ней области, которые могут хранить любопытные артефакты. Иногда эти вещи лежат прямо на поверхности, но чаще они спрятаны глубоко под землей, и чтобы их заметить, нам приходится “смотреть” на интересующую нас местность в различных частях электромагнитного спектра. Например, с помощью ближнего диапазона инфракрасного спектра, имеется в виду после обработки снимка, выполненного в этом диапазоне, цветовыми фильтрами, можно отследить изменения в растительности. Растения, которые произрастают, скажем, на погребальном камне, будут отличаться от тех, которые растут по соседству, они будут менее здоровыми, что покажет цветовое отличие. 

Недавно в гватемальских джунглях, а это труднопроходимое место, благодаря системе LIDAR с высоты были обнаружены десятки тысяч построек майя. Система немного похожа на радар, но посылает не радиоволны, а световые, они проходят через воздух и отражаются от твердых объектов, в нашем случае – от камней и стен построек. Когда волны возвращаются назад, их улавливает специальный приемник. Компьютер определяет расстояние до непрозрачных отражающих целей и на основе полученных данных строит двумерные и даже трехмерные карты исследуемого региона. 

The Guardian: Давно ли археологи пользуются дистанционным зондированием?

Сара Паркак: Этот метод появился в 1980-х, но большой интерес к нему ученые начали проявлять лишь 15 лет назад, когда на орбиту стали запускать все больше и больше спутников. Сперва в своей работе его применяло не так много исследователей. Теперь количество археологов, которые пользуются спутниковыми снимками для изучения тех или иных мест, увеличивается, даже в университетах открыты факультеты, где обучают специалистов в этой области.  

The Guardian: Почему Вы решили использовать дистанционное зондирование в своей работе?

Сара Паркак: Я получила степень бакалавра археологии и египтологии в Йельском университете в 2001 году, признаюсь, что интерес к истории во мне вызвали первые фильмы об Индиане Джонсе. В этом же университете я и познакомилась с методом дистанционного зондирования в археологии, но о том, насколько это многообещающий способ исследования, я поняла с подачи моего деда. Он использовал аэрофотосъемку в лесном хозяйстве для картографирования лесов и измерения высоты деревьев, об этой технике он узнал во время Второй мировой войны.

The Guardian: Какое самое захватывающее открытие вы совершили благодаря дистанционному зондированию?

Сара Паркак: Как я говорила ранее, меня вдохновляли фильмы про Индиану Джонса, так вот, в одной из кинокартин фигурирует древнеегипетский город Танис (фильм “Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега”), который 3000 лет назад был столицей Древнего Египта при XXI династии. Город является очень знаковым археологическим памятником, но 9 лет назад была раскопана лишь крошечная его часть. В 2010 году я работала над некоторыми документальными проектами BBC в Египте, и моя команда задалась вопросом, а можем ли мы с высоты увидеть другую, новую для нас часть Таниса.     

Спутниковый снимок территории Египта

Я взяла спутниковые снимки песчаной местности, сделанные во время сезона дождей, и увидела, что на некоторых участках песок выглядит иначе, под этим песком было нечто, что впитывало воду и образовывало квадраты и полосы. Я увеличила снимки, чтобы получше разглядеть, что это могло бы быть, а потом уменьшила масштаб и чуть не упала со стула. Перед моими глазами предстала карта всего древнего города: сеть улиц и домов, которые с земли заметить невозможно. Дальше за работу принялись французские археологи, они раскопали здания, пирамиды, гробницы.

Вид на место, где находился город Танис

The Guardian: Вы использовали спутниковые снимки, чтобы больше узнать об одном из самых интересных периодов в истории Древнего Египта — Древнем Царстве, а точнее о его закате. Что вы нашли?

Сара Паркак: Некоторые египтологи считают, что конец Древнего Царства наступил по экономическим, социальным и политическим причинам. Другие утверждают, что он был вызван в основном засухой. Спутниковые снимки дельты реки Нила и археологические раскопки позволили нам составить своего рода карту сокращения древнеегипетских поселений, которое прослеживалось в период от Древнего Царства до Среднего царства. Мы заметили, что по каким-то причинам люди уходили из небольших поселений и перебирались в более крупные. Мы предполагаем, что это было вызвано серьезной засухой, которая продолжалась очень долгое время и которая играла более важную роль в закате Древнего царства, чем считалось ранее. 

The Guardian: Теперь плавно перейдем к Вашему проекту GlobalXplorer, который вы запустили в 2017 году. Он позволяет любому желающему обнаружить артефакты прямо из своего дома. Как работает Ваш проект?

Сара Паркак: Мы создали сайт, где любой человек из любой точки мира может анализировать спутниковые снимки высокого разрешения, чтобы помочь ученым найти и, главное, защитить археологические памятники. После короткого ознакомительного видеоурока вам даются спутниковые фотографии, которые вы начинаете обрабатывать. Сперва вы ищете на них свидетельства грабежа — следы мародерства разглядеть очень легко, а после начинаете заниматься поиском артефактов. Пока что в распоряжении юзеров были только фотографии местностей Перу. Около 90 000 пользователей нашли на них почти 20 000 потенциальных археологических объектов, из которых 700, по нашему мнению, имеют большое историческое значение.

The Guardian: На протяжении долгого времени Вы наносили на специальную карту следы мародерства в Египте. В 2009 году, во время экономического кризиса в стране, наблюдался рост преступления в этой области, второй всплеск произошел во время революции в 2011 году. Как Ваша деятельность может помочь остановить грабителей?

Сара Паркак: Первый шаг на пути к победе над черными археологами — это узнать, коллекционерам из каких стран они продают награбленное. В 2014 году я поделилась результатами своей работы с госдепартаментом США. Мои свидетельские показания, а также показания моих коллег помогли установить ограничения на ввоз египетских древностей в США. Мы предоставили чиновникам доказательства мародерства и объяснили, насколько это серьезная проблема.

The Guardian: Что ждать от дистанционного зондирования в будущем?

Сара Паркак: Сегодня наибольшее разрешение спутниковых снимков — 0,3 метра на пиксель. Мы надеемся, что в ближайшие пять-десять лет в орбитальной фотосъемке произойдут изменения, и разрешение будет достигать до 0,1 метра на пиксель. Представьте, что тогда на спутниковых фотографиях вы сможете разглядеть осколок керамики! Есть археологи, которые применяют в своей работе беспилотники, и разрешение таких снимков составляет пару сантиметров на пиксель, то есть изображения очень четкие, но дроны охватывают совсем небольшие участки, тем более, что использование такой техники запрещено в некоторых странах мира, например, в Египте. 

В современное общество приходят роботы. Археологи должны взять и их на вооружение!

The Guardian: Где еще Вы будете применять дистанционное зондирование?

Сара Паркак: В этом году я вернусь на юг Каира, к древнему поселку Лишт, чтобы продолжить там раскопки. Правительство Египта попросило нашу команду исследовать конкретную могилу, пока до нее не добрались мародеры. Я хочу использовать некоторые спутниковые снимки с самым высоким разрешением, а также изображения, сделанные в тепловом инфракрасном диапазоне, чтобы понять, сможем ли мы найти поблизости еще какие-либо захоронения. Кроме того, мы знаем, что Лишт располагался недалеко от столицы Среднего Царства, города Иттауи, который до сих пор не найден. Это любопытно и очень манит! Да и к тому же, я хочу поэксперементировать с новыми сенсорными системами и подумать вместе с командой над планом создания специфического археологического спутника. Таких пока нет, но надеемся, что подобный аппарат появится в ближайшее время. 

Следите за новостями на нашем канале в Telegram!
Связь с редакцией по электронной почте

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

Реклама
Последние статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Реклама

Другие статьи автора

Рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: