комета 2IP/Борисова
Фото: NASA

На межзвездной комете 2I/Борисова обнаружили водяной пар

30 октября 2019

Спектроскопические наблюдения показывают, что межзвездная комета 2I/Борисова может переносить воду, об этом сообщает интернет-издание Science Alert.

Согласно последним исследованиям, за пределами Солнечной системы есть очень много космических тел, которые располагают большими запасами воды. Однако в силу расстояний изучить такие объекты практически не возможно. Единственный способ сделать это — дождаться, когда подобное тело залетит в нашу систему.

В конце августа Геннадий Борисов, сотрудник крымского Государственного астрономического института им. Штенберга, при помощи самодельного 65-см телескопа обнаружил объект, который двигался по сильной гиперболической орбите, то есть со скоростью, достаточной, чтобы преодолеть притяжение Солнца.

Чуть позже ученые выяснили, что это тело — комета, диаметром порядка 20 км и с небольшим газо-пылевым хвостом. Оказалось, что она прилетела к нам из другой части Галактики и таким образом стала вторым межзвездным объектом, посетившим Солнечную систему (первым был астероид 1I/Оумуамуа, обнаруженный в октябре 2017 года). Комете дали имя в честь первооткрывателя — 2I/ Борисова.

Уже два месяца астрономы усердно изучают межзвездную гостью. За это время специалисты узнали, что в состав комы кометы Борисова входят двухатомный углерод и молекулы циана (CN) — бесцветного, высокотоксичного и огнеопасного газа, который истекает с поверхности ядра кометы со скоростью, немного меньшей, чем у долгопериодических комет нашей системы, но большей, чем у короткопериодических (измерения проводились на определенном расстоянии — 2,7 а.е от Солнца). По своим свойствам комета Борисова очень похожа на кометы Солнечной системы, но чтобы точно об этом утверждать, необходимо оценить и другие параметры. Главным образом важно понять, может ли этот объект переносить воду, как это делает большинство “наших” комет.

Согласно новому исследованию, которое скоро будет опубликовано в The Astrophysical Journal Letters, похоже, что может: ученые выяснили, что гостья выделяет пары воды.

«Новые данные позволяют больше узнать о ядре кометы, ее летучих элементах и ​​соединениях, которые она извергает, и околозвездном диске, из которого она возникла», — объясняет Адам Маккей из Центра космических полетов имени Годдарда, один из авторов исследования

«2I/Борисова отражает солнечный свет. Изучая спектр света, проходящего через газовую оболочку кометы, можно вычислить химический состав ее комы, так как мы знаем, что различные элементы и соединения излучают и поглощают определенные длины волн, — говорит Маккей. — В итоге мы наблюдали линию поглощения паров воды»

Чтобы понять, сколько именно воды может нести комета Борисова, Маккей и его коллеги использовали специальный прибор ARCES, установленный на телескопе Астрофизического исследовательского консорциума (ARC). Ученые получили два спектра видимого диапазона кометы, на основе которых удалось выяснить, что комета сублимирует около (6.3±1.5)×1026 молекул в секунду (сублимация — это переход из твердого состояния в газообразное), а площадь “производственной зоны воды” составляет 1,7 кв. см — точно такая, как у комет Солнечной системы.

Сходство этих объектов может указывать на то, что они формировались в похожих условиях, а значит, наша система не уникальна.

2I/Борисова максимально близко подойдет к Солнцу 8 декабря. По мере приближения комета будет становиться все ярче, а это позволит исследовать ее более детально. Меньше чем через год она вылетит за пределы орбиты Юпитера и затем покинет Солнечную систему.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Поделитесь мнением о материале и расскажите о нем друзьям! Еще больше интересной информации о науку и технологиях можно найти в нашем Telegram. Также у нас есть канал в Instagram, где выходят статьи в картинках.

Источник: Science Alert