Студенты обучаются в библиотеке
Фото: newsweek

Российские ученые экспериментально подтвердили эффективность онлайн-обучения

878
9 апреля 2020

Обучение студентов российских вузов на онлайн-курсах не менее эффективно с точки зрения образовательных результатов, чем традиционные очные занятия. При этом онлайн формат дает возможность расширить доступ к качественному образованию – при тех же затратах вузы смогут обучать на 15-18% больше студентов. Результаты исследования, проведенного сотрудниками Высшей школы экономики совместно с американскими учеными, опубликованы в журнале Science Advances.

В эксперименте участвовали 325 студентов-второкурсников, обучающихся по направлениям подготовки «машиностроение» и «строительство» в трех региональных российских вузах. Студенты изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая группа проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары (смешанный формат), а третья — осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями на форуме. Для исследования были использованы два онлайн-курса Уральского федерального университета, размещенные на национальной платформе «Открытое образование».

Сравнение результатов обучения групп проводилось по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (оценка за письменный экзамен), оценки за задания в ходе курса и уровень удовлетворенности учебным курсом. Результаты показали, что уровень освоения дисциплины не различался во всех трех группах. Однако студенты, которые проходили курс в онлайн-формате, были чуть менее удовлетворены процессом обучения.

Более низкая удовлетворенность студентов онлайн-форматом преимущественно связана с отсутствием опыта и соответствующих навыков обучения в онлайн-среде, в первую очередь тайм-менеджмента, считают ученые. Важно оказать студентам поддержку в этой сфере.

При почти равных образовательных результатах затраты на обучение одного студента в смешанном формате ниже на 15-19%, а в онлайн формате 79-81% в зависимости от курса, даже с учетом расходов на создание и поддержку онлайн-курсов. По расчетам авторов исследования при использовании онлайн-курсов вузы смогут обучать на 15-18% больше студентов, при тех же затратах.

«Результаты исследования показывают, что качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения. Они формируют у студентов компетенции ничуть не хуже, чем очные занятия», — комментирует руководитель исследования Игорь Чириков, старший научный сотрудник Калифорнийского университета Беркли и ассоциированный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

По мнению исследователей, сейчас особенно важно инвестировать в создание продвинутых онлайн-платформ, интерактивного онлайн-контента и развитие новых методик преподавания. Это позволит расширить доступ к качественному образованию без существенных дополнительных затрат и обеспечить гибкость траекторий студентов. Кроме того, это поможет подготовиться к разным непредвиденным ситуациям, таким как пандемия коронавируса, которая поразила в 2020 году весь мир.

«Мы видим, как вузы, которые лучше продвинулись в создании и использовании онлайн-курсов, гораздо быстрее адаптировались к переходу на дистанционный формат. А наличие крупной национальной платформы с онлайн-курсами ведущих университетов дало России большое преимущество для быстрого перевода вузов в онлайн», — подчеркнул Чириков

«Сейчас в России, как и в других странах, разворачивается настоящий естественный эксперимент по использованию онлайн форматов обучения. Наше исследование фокусировалось лишь на инженерных курсах, но массовый переход в онлайн позволит оценить, в какой степени онлайн-курсы эффективны и для других типов дисциплин, в частности социально-экономических и гуманитарных. Это будет настоящая проверка на прочность», — добавляет Татьяна Семенова, соавтор исследования и научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Вконтакте, Twitter, Одноклассники, Facebook, Telegram

У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: Яндекс Дзен и Instagram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: Пресс-служба ВШЭ

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: