Средневековые алхимики

Материал, с которым вы собираетесь ознакомиться — это перевод статьи о средневековом манускрипте по алхимии, которую подготовила для журнала Nature историк Дженнифер Рэмплинг. Приятного чтения. 

Посмотрите внимательно на этот рисунок. 

Фото: pinterest

Что вы видите? Птицу с человеческой головой, пожирающую свои крылья. Причудливая фигура на иллюстрации — не мифический и не религиозный образ, а визуализация алхимического процесса. Здесь изображена мистическая летучая субстанция, потерявшая свою летучесть (способность «летать»).

Этот рисунок взят из трактата алхимика и каноника Джорджа Рипли, созданного в XV веке. В истории рукопись известна под названием «Свитки Рипли». В ней в аллегорической форме изложены различные химические процессы, а также способ, якобы позволяющий получить философский камень (реактив, необходимый для превращения металлов в золото). До наших дней дошло малое количество «Свитков». 

В XV веке Европа испытывала финансовый кризис, отчасти из-за сложной демографической и экономической ситуации в Азии и на Ближнем Востоке, которая обострилась в результате локальных войн, голода и чумы. Торговля между Европой, Азией и Ближним Востоком оказалась на грани срыва, золото и серебро практически перестало поступать в казну европейских держав. Решить проблему нехватки денег и найти лекарство от чумы вызвались алхимики. С помощью своих “тайных знаний” они пытались преобразовать основные металлы в золото и серебро, а также создать «эликсир», который, по их мнению, способен исцелить от всех болезней. 

Алхимики зашифровывали свои методы и результаты работы символами и фантастическими образами, которые, как может показаться, никак не связаны ни с наукой, ни с медициной. Но это лишь на первый взгляд. 

Философский камень

Самый старый “свиток”, дошедший до наших дней, был написан в Англии в конце XV века. Однако историки точно не знают, кем он был написан, является он оригиналом или копией. Есть предположение, что оригинальная версия «Свитков» могла быть утеряна, и значимую часть трактата, если не весь трактат, воссоздали средневековые художники. 

Сегодня ученые работают с одним большим кодексом «свитков», состоящим из 22 бумажных листов и листов пергамента, длиной от 1 до 7 метров. Каждая страница кодекса украшена яркими фигурами и стихами, излагающими способ получения философского камня и эликсира жизни.

«Свитки Рипли» в разные века коллекционировали и изучали известные люди, увлекающиеся алхимией. Среди них были:

— доверенное лицо королевы Англии Елизаветы I, астролог и математик Джон Ди;

— математик Исаак Ньютон, который оставил подробные записи о рисунках;

— в XVII веке пятью «свитками» владел один из членов-основателей Королевского общества, астролог и алхимик Элиас Эшмол. Именно Эшмол называл автором трактата Джорджа Рипли, каноника из Йоркшира, который был известен своим стихотворением от 1471 года The Compound of Alchemy.

Рипли, возможно, и не прилагал руку к созданию манускрипта, а просто был одним из его владельцев, пишет в своей статье Дженнифер Рэмплинг, но сейчас авторство отходит на второй план, специалистам важно само содержание. Историк отмечает, что содержание свитков помогает ученым понять, как современники Рипли смотрели на материю и химию, и как они отражали химические процессы.  

Фото: Leonard Smethley MS. Roll/Princeton University Library / Жаба (главное вещество) растворяется в сосуде

«На первой странице дошедшего до нас кодекса нарисована фигура философа, держащего большой стеклянный сосуд. Внутри этого сосуда показываются аллегорические сцены — непостижимые для неподготовленной публики, но наполненные смыслом для посвященных. Там изображены мужчины и женщины, на которых нападают люди и животные, в том числе лев и жаба, что означает «смерть». В переводе на “язык химии”, это растворение металлов», — пишет Рэмплинг

Для средневековых натурфилософов изобразить алхимические образы было сложной задачей, ведь им требовалось переложить на бумагу то, что тяжело даже представить. Алхимики знали, что вещества меняют свое состояние во время химических реакций, теряют одну форму и таинственным образом приобретают другую. Но как это изобразить? Как точно нарисовать и передать изменения, которые протекают на том уровне, который невозможно уловить даже чувствами? 

Алхимики нашли выход из этой ситуации. Решением было использовать аналогии с различными «подвижными» аспектами творения: от воспроизводства человека до движения небесных тел. В греческих текстах алхимические ингредиенты и процессы описывались при помощи метафор (например, ртуть могли изобразить в виде «росы» или «семени дракона»), что давало богатый материал для иллюстраций. Когда средневековые мусульманские и христианские авторы взяли на вооружение этот метафорический язык, алхимические образы в их трудах стали более изощренными, появились различные «химические свадьбы» Солнца и Луны, которые можно было трактовать как серу и ртуть или золото и серебро.

Фото: Leonard Smethley MS. Roll/Princeton University Library / На этой иллюстрации изображен ребенок, появившийся после химической свадьбы Солнца и Луны. Ребенок может олицетворять философскую ртуть

Средневековые авторы не знали, что материя состоит из частиц. Европейцы переняли идею исламских алхимиков, которые считали главной составляющей всех металлов горячую, сухую «серу» и холодную, жидкую «ртуть». Кроме того, исламские и христианские философы рассматривали любое вещество с точки зрения неделимых и простых свойств, из которых оно и состоит. Например, в случае с золотом — это твердость, тяжесть, желтизна. Средневековые алхимики верили, что если “перелить” свойства из одного вещества в другое, то можно свинец превратить в золото и наоборот. 

Аллегорические драконы

Именно изображение свойств вещества, а не его структур, стало главной особенностью алхимических образов европейских авторов.

В XV веке алхимики разработали сложные аллегорические иллюстрации, которые позволили подготовленным читателям понимать химические процессы, изображенные на картинках. Например, твердое вещество могли обозначать жабой, а летучее — птицей или перьями. Растворители — ненасытным львом или волком.

Прежде всего алхимики стремились переложить на бумагу текучие свойства «ртути», так как полагали, что если жидкой ртути вернуть твердость при помощи серы или мышьяка, то можно получить золото. Отметим, что термин «философская ртуть» описывал не только сам металл, но и другие продукты, в том числе растворитель, изготовленный из ртути. 

В нескольких иллюстрациях XV века ртуть передается в образе гибридного существа: наполовину человека, наполовину летучего змея.

«Человеком средневековые авторы изображали «тело», то есть сам металл, а змеем «дух» — летучие вещества», — объясняет Рэмплинг 

В манускрипте Рипли «философскую ртуть» отображают по-разному: как дракона, поедающего красную жабу (возможно, эта картина показывает растворение красного свинца) и как женщину со змеиным хвостом, сидящую на дереве. Историки считают, что два этих образа также могут быть связаны с изготовлением считавшегося целебным эликсира на основе соединений свинца и дистиллированного уксуса.

Королевский подарок

Ученые отмечают, что «свитки» могли быть написаны специально в подарок королю, чтобы получить его покровительство. Такой вывод специалисты сделали, изучив иллюстрацию на последнем пергаменте свитка. Там изображен скромно одетый человек с посохом паломника (предполагается, что это сам автор манускрипта), который встречается лицом к лицу с королем, возможно, чтобы передать ему рукопись.

Фото: Princeton MS. 93/Princeton University Library / Предполагается, что на рисунке в образе паломника изображен сам авторов свитков

Основные алхимические образы оставались неизменными на протяжении веков. Но к XVIII веку, когда начала зарождаться современная химия, интерес к таким иллюстрациям стал угасать и новых алхимических картин уже практически не рисовали.  

Часть «Свитков Рипли» хранится в Англии, другая — в США. Есть некоторые экземпляры, которые находятся в частных руках, но их пытаются приобрести различные музеи. В декабре 2017 года один из свитков, находящихся в частных руках, купил Принстонский университет за $ 620 000. В апреле 2021 года в США в Принстоне пройдет выставка Through a Glass Darkly: Alchemy and the Ripley Scrolls, где будут представлены экземпляры манускрипта Рипли, владельцем которых является Принстонский университет. 

Друзья, спасибо, что уделили время этому материалу!

Если вам понравился материал, вы можете поддержать нас донатом. Деньги пойдут на продвижение проекта и оплату труда журналистов.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Вконтакте, Twitter, Одноклассники, Facebook, Telegram

У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: Яндекс Дзен и Instagram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: Nature

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: