Аппарат Dart
Фото: NASA

Космическая миссия DART может вызвать искусственный метеорный поток

13 мая 2020

Если космический зонд DART (Double Asteroid Redirection Test) столкнется с астероидом вблизи Земли, как запланировало NASA, обломки, которые появятся в результате удара, могут достигнуть атмосферы нашей планеты. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в The Planetary Science Journal.

Первую в мире миссию по планетарной защите DART (Double Asteroid Redirection Test) NASA собирается отправить в космос в 2021 году. При помощи специального 500 килограммового автоматического аппарата ученые хотят проверить, можно ли сдвинуть орбиту малого тела, воздействуя на него. Для этого специалисты столкнут станцию с астероидом, от удара выделится количество энергии, эквивалентное количеству, выделяемому при взрыве трех тонн тротила. По сути, агентство испытает технологию, которая теоретически может стать “планетарным щитом”: менять курс объекта так, чтобы он не столкнулся с Землей.

“Мишень” NASA — астероид Didymos. В октябре 2022 года он пролетит почти в 11 миллионах километров от нашей планеты. Этот объект состоит из двух тел: Didymos A (диаметр 780 метров) и Didymos B (диаметр 160 метров). Зонд должен будет ударить по второму телу на скорости 6 км/с. Предполагается, что удар изменит траекторию полета астероида и орбитальную скорость Didymos B приблизительно на 0.4 мм/c.

В статье в The Planetary Science Journal сообщается, что воздействие человека на астероид может привести к появлению первого искусственного метеорного потока.

«С одной стороны, ученые смогут наблюдать за этим явлением с Земли и изучать состав околоземного астероида, как говорится “не выходя из дома”, с другой, как бы иронично это ни звучало — миссия, целью которой было помочь защитить нашу планету от столкновения с астероидом, наоборот, приведет его к нам “в гости”, пусть и в виде обломков», — отмечают авторы в своей статье

Серия компьютерных моделирований позволила ученым вычислить приблизительное количество обломков, которые появятся после столкновения DART с Didymos B. Ожидается, что после удара в пространство будет выброшено от 44 000 до 450 000 килограммов фрагментов сантиметрового размера.

Фото: NASA / Четырнадцать снимков астероида Didymos A и Didymos B, сделанных в ноябре 2003 года обсерваторией Аресибо в Пуэрто-Рико

Большая часть материала будет выброшена в космос со скоростью 3200 км/ч, она останется на орбите Didymos A и не сможет достичь Земли на протяжении тысяч лет. Но есть вероятность, что некоторая часть “мусора” сможет набрать скорость до 21000 км/ч, и тогда он окажется рядом с Землей всего через 15-30 дней. Скорость, отмечают авторы, будет зависеть от структуры астероида и угла удара аппарата.

«Количество материала, которое может достичь Земли, невелико, это будут “камешки” весом в 1-3 грамма, — объясняет изданию The New York Times Пол Вигерт, профессор астрономии в Университете Западного Онтарио. — Несколько ночей подряд в небе люди смогут наблюдать до десяти метеоров в час, для ученых этого количества достаточно, чтобы узнать больше о составе Didymos B»

«Когда метеоры сгорают, они излучают свет, — говорит Одри Бувье, планетолог из Университета Байройта в Германии. — Анализируя спектр этого света, мы можем узнать, какие химические элементы присутствуют в астероиде»

Исследователи отмечают, если обломки и достигнут Земли, вероятность того, что они смогут повредить спутники, крайне мала. Это показывает анализ, проведенный командой миссии DART.

Космический мусор от деятельности человека

Некоторые исследователи отмечают, что хотя миссия DART и не несет опасности для людей, она может стать первым в истории случаем, когда человеческая деятельность на другом космическом теле приведет к появлению обломков, которые достигнут Земли.

«Сейчас многие ученые мира разрабатывают программы по планетарной защите. В ближайшем будущем в рамках таких программ к потенциально опасным астероидам полетят наши аппараты. Это может привести к выбросам огромного количества обломков, которые потом окажутся на нашей орбите, — говорит Аарон Болей, астроном из Университета Британской Колумбии. — Миссия DART поможет нам понять, как деятельность человека в космосе повлияет на Землю»

Ученые полагают, что проектируя зонды в рамках миссий по планетарной защите, NASA и другие подобные организации должны учитывать проблему космического мусора, который появится на орбите Земли после столкновения аппаратов с потенциально опасными объектами.

«Мы приближаемся к тому периоду в истории освоения космоса, когда появляются технологии, способные порождать “мусор” в Солнечной системе, такая деятельность может создавать опасность для нашего мира», — заключает астроном Пол Вигерт