Выбор редакции

Женщины и космос: скоро ли наступит гендерное равенство в космонавтике?

18 июня 2020
Фото: NASA / Итальянский астронавт Саманта Кристофоретти на борту МКС
Саманта Кристофоретти на борту МКС

Австралийский журналист Элис Горман, считает, что в будущем астронавтами чаще будут становиться именно женщины, а не мужчины.

За основу этого материала была взята статья Горман “Almost 90% of astronauts have been men. But the future of space may be female”, опубликованная на портале The Conversation.

На июнь 2020 года на орбите побывало 566 человек, 65 из них, или 11,5% — женщины. В 2019 году NASA сообщило, что через 5 лет на Луну высадится первая женщина. Элис Горман пишет, что хотя за 60 лет полетов в космос женщины находились и до сих пор “находятся в арьергарде”, в будущем картина изменится.

Первая в космосе

Первой женщиной в космосе стала Валентина Терешкова. Ее полет состоялся в 1963 году. За трое суток на корабле “Восток-6” она облетела Землю 48 раз.

Фото: wikipedia / Валентина Терешкова, 1963 год

В 1960-х годах между США и СССР продолжалась “холодная война” и руководство Советского Союза стремилось показать своим врагам превосходство в космосе: стать первым государством в мире, которое бы отправило женщину на орбиту Земли. В своем дневнике Николай Каманин, заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке, писал:

“Нельзя допустить, чтобы первой женщиной в космосе стала американка — это будет оскорблять патриотические чувства советских женщин”.

Достижение Терешковой многие женщины воспринимали как доказательство “советской приверженности гендерному равенству”, молодые девушки мечтали, что смогут отправиться в космос. Вот что в письме Терешковой писала работница совхоза Екатерина Эргардт:

“Мне восемьдесят лет. Я начинала жить в годы, когда женская борьба за свободу и равенство только разворачивалась… теперь дорога в космос открыта и для женщин”.

И опять Земля…

Несмотря на весь оптимизм, который витал в советском обществе, “дорога к звездам” для женщин после полета Терешковой, по сути, была закрыта. В космос Терешкова больше не полетела, не полетели и другие девушки, которые тренировались вместе с ней. Следующую советскую женщину отправили на орбиту только через 19 лет, эта была Светлана Савицкая.

Как обстояли дела с женщинами-астронавтами в США?

В 60-е годы  NASA вообще не рассматривало женщин как потенциальных кандидатов в астронавты. Агентство считало, что астронавтами должны становиться только военные летчики-испытатели, то есть исключительно мужчины, для женщин эта профессия была под запретом, в то время женщины могли быть лишь пилотами ВМС.

Статья по теме: Как СССР «победил» США в “социальном равенстве в космосе”

В начале 60-х годов в США начинает формироваться первый отряд астронавтов-мужчин “Меркурий 7”. Параллельно специалист авиационно-космической медицины Рэндольф Лавлэйс, который отвечал за экзамены для кандидатов в астронавты мужского пола, создает подобный отряд и для женщин, в историю он вошел под названием “Меркурий 13” (этот отряд никак не был связан с NASA). Точно такие тесты, которые проходили мужчины, Лавлэйс проводил и для девушек. Группа «Меркурий 13» превзошла “Меркурий 7” по многим показателям, в частности, участницы лучше справились с изоляцией.

Но в NASA на успех девушек должного внимания не обратили и не спешили включать их в свою официальную программу обучения. Одна из участниц “Меркурия 13” была женой американского сенатора и через мужа устроила слушания в Конгрессе США, чтобы там наконец-то разобрались, могут ли женщины становиться астронавтами.

Другая девушка из группы “Меркурий 13”, Джеральдина Кобб, писала:

“У меня вызывает улыбку, когда в газете я читаю, что в Нью-Мексико есть место под названием «Колледж шимпанзе», где ученые готовят для полета шимпанзе Гленду. Если уж они решились отправить в космос самку обезьяны, то пусть позволят пройти подготовку и нам, женщинам. Мы готовы занять место шимпанзе, если это единственный способ попасть на орбиту”.

Послание в бутылке

В середине прошлого века многие американки считали, что их первостепенная роль — оказывать помощь и поддержку мужчинам, а также удовлетворять их желания. Возможно, такое восприятие себя у женщин сложилось из-за поп-культуры, в которой американки чаще ассоциировались с красотой и чувствами, а не с наукой и технологиями.

С 1965 по 1970 годы на американском ТВ транслировался сериал “Я мечтаю о Джинни”. В сериале показывались отношения между астронавтом Тони Нельсоном и джинном-девушкой Джинни. Сюжет был следующим: Нельсон находит таинственную бутылку, открывает ее и освобождает джинна. Девушка вне себя от счастья, что наконец-то свободна. В результате она обещает, что будет прислуживать астронавту во всем.

Кинолента внушала женщинам, что они должны оставаться на кухне и не мечтать ни о каких достижениях.

Фото: Кадр из сериала

Яркий пример пренебрежительного отношения к женщинам в NASA в эту эпоху — случай, который произошел во время подготовки к миссии “Аполлон 12” в 1969 году. Один из сотрудников агентства в шутку внес в блокноты астронавтов со списками действий фотографии четырех девушек из журнала Playboy. Снимки сопровождались насмешливыми заметками, в которых тела женщин сравнивались с лунным пейзажем, требующим покорения: “Нашли какие-нибудь интересные впадины и возвышенности?”

Фото: seeker.com / Одно из фото, размещенное в чеклисте астронавта

Блокноты со списком действий, или чеклисты, представляли собой перечень последовательных задач, которые астронавт должен был выполнить на Луне. Если бы астронавт случайно забыл или перепутал порядок действий, это могло бы стоить жизни всему экипажу. Чеклисты прикреплялись на рукав скафандра.

От передников до выхода в открытый космос

К 1970-м годам американское движение за права женщин во всех сферах общества добилось больших успехов, и NASA пришлось считаться с этим. Первые женщины были допущены к обучению астронавтов в 1978 году.

Спустя четыре года состоялся второй полет женщины в космос, но на орбиту отправилась не американка, а Светлана Савицкая. Во время этого полета Савицкая стала первой женщиной, которая совершила выход в открытый космос. Правда, по возвращении на Землю коллеги-мужчины преподнесли ей шуточный подарок: кухонный фартук и косынку. Позже девушка использовала этот фартук, но не на кухне, а во время научных экспериментов.

Фото: Роскосмос / Светлана Савицкая

Первая американка отправилась в космос лишь через год после Савицкой, в 1983 году. Это была Салли Райд. Первая американка вышла в открытый космос в 1995 году, ей стала Кэтрин Салливан.

В XXI веке все еще существует “гендерное препятствие” на пути к полету в космос. В марте 2019 года должен был состояться первый в истории космонавтики выход в вакуум двух женщин, но его отменили. Причина: на МКС не оказалось скафандров нужного размера для обеих участниц миссии. В открытый космос две женщины вышли лишь в октябре того же года, это были астронавты Кристина Кох и Джессика Меир.

После отмены миссии в марте 2019 года исполняющий обязанности руководителя NASA по пилотируемым полетам Кен Бауэрсокс сообщил СМИ:

“Рост мужчин-астронавтов дает им преимущество перед женщинами-астронавтами. Высокие мужчины выполняют работу в космосе быстрее и ловчее”.

По сути, Бауэрсокс дал понять, что идеальным телом для работы в космосе он считает именно тело мужчины.

«В невесомости все равны»

На самом ли деле проблема в росте? Автор статьи Элис Горман отмечает, что “мир иследования космоса” создавался и до сих пор создается для мужчин, первоначально в нем не было место женщине.

“За всю историю космонавтики ученые провели гораздо меньше исследований влияния микрогравитации на организм женщины, чем на организм мужчины. И это при том, что женщины гораздо лучше подходят для полетов в космос, чем мужчины”, — пишет Элис Горман в своей статье.

Девушки во многом являются идеальными космонавтами: они легче,  потребляют меньше кислорода, даже продовольствия им нужно не так много, как мужчинам. Если бы в космос отправляли только женщин, то экономия была бы ощутимой: меньше кислорода, пищи и воды в полезной нагрузке — дешевле запуск.

Эксперименты показывают, что физическая сила и рост не являются преимуществом в условиях микрогравитации. Астронавт Салли Райд когда-то даже сказала, что “в невесомости все равны”.

Проект Space4Women

В США число женщин-астронавтов, а также женщин, занятых в космических службах и в создании космических технологий, остается на низком уровне, но работы по предоставлению им доступа в сферу космонавтики ведутся.

Один из проектов, который постепенно решает проблему гендерного неравенства в космонавтике США — программа Space4Women. Этим проектом руководит Управление Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства (United Nations Office for Outer Space Affairs, UNOOSA). Программа направлена ​​на то, чтобы “женщины играли активную роль в космической науке, инновациях, и космической разведке, а также наравне с мужчинами участвовали в создании космических технологий”.

Фото: Скриншот сайта Space4Women

А как обстоят дела с женщинами-космонавтами в России? За всю историю современной России в космос летали лишь две россиянки: Елена Кондакова в 1994 году и Елена Серова в 2014 году. В начале июня Роскосмос опубликовал новость, что среди 28 кандидатов в космонавты, получивших приглашение на очный этап отбора, есть 3 женщины.

Друзья, спасибо, что уделили время этому материалу!

Если вам понравился материал, вы можете поддержать нас донатом. Деньги пойдут продвижение проекта в соцсетях и оплату труда журналистов.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Вконтакте, Twitter, Одноклассники, Facebook, Telegram