звезда S4714
Фото: Florian Peiskker

Ученые открыли самую быструю звезду Галактики. Она движется со скоростью более 8% от скорости света

18 августа 2020

В центре Млечного Пути ученые открыли самую быструю из наблюдаемых звезд. Вокруг галактической черной дыры Sgr A* светило движется со скоростью более 8% от скорости света. Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal.

С 2004 по 2016 годы международная группа ученых при помощи приборов комплекса телескопов Very Large Telescope — адаптивной оптики и камеры ближнего ИК-спектра NACO, а также спектрографа SINFONI, получила изображения пяти звезд-гигантов, вращающихся на орбите вокруг черной дыры Sgr A*. Эти звезды получили названия S4711, S4712, S4713, S4714 и S4715. Вокруг черной дыры светила обращаются с разным периодом — от 7,6 до 12 лет. Удивительно в этом открытие то, что эта группа звезд расположена гораздо ближе к черной дыре, чем любые другие светила, открытые ранее.

После детального анализа специалисты выделили одну из звезд группы, которая оказалась самой быстрой. S4714 обращается вокруг черной дыры со скоростью 24 000 км/сек, или чуть больше 8% от скорости света.

Ученые полагают, что это светило относится к новому типу звезд — «squeezars», до сих пор считалось, что этот тип существует лишь в теории. Под «squeezars» в науке понимают звезды, которые могут очень близко “подходить” к черной дыре и как бы “сжиматься” под воздействием ее приливных сил.

Открытие S4714 дает ученым возможность исследовать ранее не наблюдавшийся тип светил, способных приближаться к черным дырам и при этом двигаться на больших скоростях. В своей работе специалисты отмечают, что во Вселенной таких сверхбыстрых звезд, обращающихся вокруг сверхмассивных черных дыр, может быть гораздо больше.

Напомним, в течении многих лет самой быстрой и ближайшей к черной дыре звездой (располагается на расстоянии 18 миллиардов километров от Sgr A*), считалось светило S2 с периодом обращения в 16 лет. В 2019 году пальму первенства переняла тусклая звезда S62 с периодом обращения 9,9 лет; она располагается в 2,4 миллиарда километров от Sgr A*. Теперь новый рекордсмен — S4714, от черной дыры ее отделяет 1,9 миллиардов километров, а полный оборот звезда делает за 7,6 лет.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Twitter, Facebook, Telegram