Рабочие в Древнем Египте

В Древнем Египте фараон отвечал за многие аспекты жизни людей:

— следил, чтобы границы были в безопасности;

— заботился о людях, которые находились на ступень ниже на иерархической лестнице, чтобы они не голодали и всегда были при работе; 

— следил за тем, чтобы ритуалы выполнялись в рамках сложившихся традиций;

— поддерживал в древнеегипетском обществе маат — порядок и гармонию между людьми и богами. Маат — богиня истины, справедливости, гармонии, миропорядка. Для древних египтян порядок маат олицетворял собой концепцию всеобщей коллективной и личной гармонии, которая позволяла миру существовать в соответствии с волей богов. 

Главной задачей фараона было делать все возможное, чтобы физические и духовные потребности подчиненных удовлетворялись каждый день. Древние египтяне верили, что дела и поступки их правителя ведут к достижению общественного блага. 

Однако в определенные моменты истории, когда из-за нехватки ресурсов и неудачной внутренней политики в стране происходил экономический упадок, когда фараону становилось трудно поддерживать порядок  маат, взгляды людей менялись. В обществе назревали негативные настроения, которые могли привести к большому кризису. Хороший пример этому — правление Рамсеса III в эпоху Нового царства  (период эпохи ок. 1570-1069 гг. до н.э). По мнению некоторых ученых, в историю правление этого фараона вошло как “начало конца эпохи Нового Царства”, так как привело к первой забастовке в истории человечества.

Предпосылки

Царствование Рамсеса III (1186-1155 гг. до н.э) начиналось удачно: он успешно защищал границы Древнего Египта, выстраивал выгодную экономическую политику с соседними державами, не жалел денег на строительство грандиозных храмов и ремонт старых культовых сооружений. 

Портрет Рамсеса III
Фото: Wikipedia / Рисунок в одной из гробниц, на котором изображен Рамсес III во время благовонного курения

Как пишут историки, Рамсес III делал все возможное, чтобы народ относился к нему так, как когда-то относился к его отцу, Рамсесу II (1279–1213 гг. до н.э): фараон хотел, чтобы в памяти людей он остался великим правителем Древнего Египта.  

В 1178 г. до н. э., группа средиземноморских народов, известная как Народы моря, вторглась в Египет, что сильно ударило по казне.  Эти захватчики уже дважды пытались завоевать Египет: во время правления Рамсеса II и его преемника Мернептаха (1213–1203 гг. до н.э). Оба эти фараона успешно отразили нашествие на страну, но армия, которая наступала на Рамсеса III, была намного больше, к тому же ресурсов у фараона оставалось гораздо меньше, чем у его предшественников.

Рамсесу III удалось организовать мощную оборону страны, он укрепил опорные пункты вдоль границ, внутренние районы и направил свой флот против вражеских кораблей. Правитель  мобилизовал в армию большое количество мужчин и обсудил со своими генералами военную тактику на море. Она заключалась в том, чтобы “вытянуть” вражеские корабли в устье Нила, достаточно близко к берегу, чтобы затем забросать флот стрелами.

План Рамсеса III сработал, Народы моря потерпели поражение в морском сражении: как отмечают историки, под градом египетских стрел погибло очень много солдат объединенных народов, значимая часть утонула. Правда, некоторым гарнизонам все же удалось добраться до берега и вступить в бой с египтянами. Сколько именно воинов в сухопутном сражении потерял Рамсес III, ученым не известно, но специалисты не исключают, что эти потери могли быть высокими. В египетских пирамидах на рисунках, посвященных этой войне, отражены сцены лишь морской победы египтян в устье Нила, ничего о битве на суше они не рассказывают.

«Скорее всего, в сухопутном сражении Рамсес III потерял гораздо больше людей, чем об этом говорилось в официальных отчетах. Потому что сразу после этой войны мы фиксируем резкое сокращение рабочей силы, снижение урожайности, количества торговцев, а также остановку тех видов деятельности, на которых держалась экономика», — объясняет в своей статье историк Джошуа Марк. 

Хотя Рамсесу III удалось выиграть войну, и к успеху фараона жители Древнего Египта отнеслись с таким же почтением, как когда-то к победе Рамсеса II в битве при Кадеше в 1274 году до н. э., это был первый гвоздь в крышку гроба экономики.

Изображение богини Маат на крышке саркофага
Фото: Flickr / Изображение богини Маат на саркофаге

После своего триумфа Рамсес III отправился со свитой в политический тур на север страны. Во время этого путешествия правитель отдавал приказы на обновление храмов и памятников, наблюдал, как чиновники выполняют свою работу, как назначаются налоговые выплаты, вместе с жрецами следил за тем, чтобы ритуалы исполнялись в рамках установленных традиций. Историки отмечают, что фараон пытался поднять державу до статуса, в котором она находилась на пике египетской государственности эпохи Нового Царства. Поездка по Египту, как и содержание свиты, оказались невероятно дорогим удовольствием,  кроме того, ремонт культовых сооружений требовал больших затрат. И путешествие, и обновление храмов еще больше истощали казну. Рамсес III понимал — чтобы спасти экономику, одних реформ недостаточно, нужно искать деньги за пределами Египта. 

Фараон совершил военные вторжения в соседние страны, а также организовал ряд походов в чужие земли, чтобы наладить торговые отношения. Наиболее значимой торговой кампанией историки называют экспедицию в страну Пунт, которая славилась черным деревом, золотом, редкими животными. Самым драгоценным даром Пунта было ладанное дерево, из него получают ароматическую смолу ладан. В Древнем Египте ладан высоко ценили, его использовали для благовонного курения. 

Успешная экспедиция в Пунт, тем не менее, не покрыла государственные расходы и, как результат, не наполнила казну. Государство продолжало переживать упадок.

Ученые называют три главные причины экономического кризиса, который случился при правлении Рамсеса III:

— резкое сокращение рабочей силы из-за войны с Народами моря;

— коррумпированные чиновники, которые выделенные государством деньги тратили не по назначению;

— плохая урожайность из-за погодных условий.

Забастовка

В 30-й год правления фараона с пышностью отмечался праздник Хеб-сед, или иначе «праздник хвоста». Во время этого мероприятия устраивались массовые пиршества, правитель посещал храмы богов Верхнего и Нижнего Египта, подносил им угощения, проводил различные ритуалы, а затем его короновали: сначала белой короной Верхнего Египта, после красной короной Нижнего Египта. На протяжении всего праздника фараон должен был носить специальные одеяния с хвостом животного, для чего именно использовался хвост, пока не ясно. 

Статья по теме: Медицина Древнего Египта: гигиена, магия и скальпель

Церемония празднования Хеб-сед носила сакральный характер и олицетворяла  ритуальную реконструкцию объединения Египта. 

Когда срок правления Рамсеса III приближался к 30 годам, чиновники приступили к организации фестиваля. Историк Тоби Уилкинсон отмечает:

«Церемония должна была стать роскошной по всем параметрам и это при том, что в стране назревал серьезный экономический кризис. Человеческие потери в войне 1178 года до н.э. все еще давали о себе знать, наблюдалась нехватка рук в сельском хозяйстве. Хотя казна храмов могла быть наполнена медью и миррой, но храмовые запасы зерна — продукта, который составлял основу пищи — были сильно истощены. Кроме того, торговлю со странами Ближнего Востока так и не удалось полностью возродить после войны с Народами моря. При таких обстоятельствах проведение праздника серьезно ударило по казне». 

Первые, кто почувствовал наступление экономического кризиса в стране — рабочие, причем, еще в 1159 г. до н.э, за три года до фестиваля. Государственная казна опустела настолько, что чиновники не могли выдать в срок довольствие ремесленникам и служащим  царского некрополя в поселке Дейр-эль-Медина, что находился недалеко от Фив. Писец Аменнахт, который служил управляющим в этом поселке, от имени рабочих вел переговоры с местными властями о распределении зерна среди служащих, чтобы люди могли чем-то питаться и не умерли с голоду. Распределение зерна было лишь временным решением проблемы, основную причину невыплаты зарплат чиновники так и не устранили.

Фото: Flickr / Изображение в одной из гробниц. Рамсес II представляет своего сына Амонхерхопшефа богине Маат

Вместо того, чтобы разобраться в причинах происходящего и сделать все возможное, чтобы ситуация не повторилась, власти проигнорировали требования рабочих и продолжили готовиться к грандиозному фестивалю. Задержка выплат довольствия рабочим в Дейр-эль-Медине продолжилась и в следующие месяцы, а потом зарплату ремесленникам и служащим и вовсе перестали выплачивать.

«В один прекрасный день, когда служащие так и не дождались оплаты за свой труд, они сложили все инструменты, организовали колонну и двинулись в сторону Фив с криками: «Мы голодны!». Сначала они устроили демонстрацию в заупокойном храме Рамсеса III, а после сидячую забастовку возле храма Тутмоса III», — объясняет Тоби Уилкинсон.  

Местные чиновники пришли в смятение и не знали, как реагировать на выходку рабочих, ведь в истории Древнего Египта подобных событий еще не было. 

«Древние египтяне поддерживали порядок маат как в своих семьях, так и в различных сообществах, городах и в стране в целом. Поэтому все прекрасно знали свое место в обществе. Бросить работу, потребовать выплату зарплаты означало нарушить принцип маат», — пишет Уилкинсон. 

Власти оказались в тупике, они решили задобрить рабочих лепешками, так как думали, что если предложить пищу бастующим, они успокоятся и вернутся на свои места. Но лепешек оказалось недостаточно. На следующий день люди захватили южные ворота центрального хранилища зерна в Фивах; некоторые рабочие ворвались во внутренние комнаты, требуя жалованья, и застали врасплох жрецов, которые вынуждены были вызвать охрану.  Начальник охраны по имени Монтумес приказал бастующим покинуть храм и вернуться на свои рабочие места, но тут же получил отказ. 

«Беспомощный Монумес оказался в таком же тупике, как и жрецы. Он просто не знал, что делать, потому что столкнулся с такой ситуацией впервые. Как говорится в документах, начальник охраны после некоторых раздумий не нашел ничего лучше, как просто уйти и оставить жрецов и чиновников с проблемой один на один», — пишет Уилкинсон. 

Власти приняли решение выплатить рабочим просроченную задолженность, но как только мужчины вернулись в свою деревню и приступили к работе, ситуация с задержкой зарплаты повторилась. Рабочие вновь объявили забастовку, но на этот раз они не пошли в город, а перекрыли дорогу к гробницам фараонов в Долине Царей. 

«Поступок ремесленников и служащих был тщательно продуман. Ведь теперь ни жрецы, ни члены семьи умершего не могли попасть в гробницы с подношением и питьем, что считалось серьезным оскорблением памяти тех, кто ушел в загробный мир. — рассказывает историк Джошуа Марк. — Когда перед рабочими появились чиновники с вооруженной охраной и пригрозили расчистить дорогу силой, бастующие ответили, что в этом случае им придется умышленно испортить гробницу фараона». 

Разговор между двумя сторонами не сложился. Теперь рабочие не просто бастовали из-за задержек довольствий, а считали, что нарушен порядок маат

«Логика бастующих проста. Всем хорошо известно — правитель заботится о своем народе, а это означает, что чиновники, которых фараон назначает, говоря современным языком, на должность бухгалтера, обязаны выплачивать зарплаты своевременно. Прошел год, два, три, жалованье не выплачивается в срок, значит, по логике ремесленников и служащих, творится высочайшая несправедливость». 

Даже по истечении трех лет с начала забастовки чиновники так и не смогли решить проблему с протестами, потому что ранее не было таких прецедентов, порядок маат никогда не нарушался. Местные власти не могли послать сообщение в столицу, что рабочие Фив отказываются трудиться, ведь там готовились к юбилею, а отвлекать фараона от приготовления к празднеству нельзя, это могло грозить смертью; поэтому все просто молчали. 

«В то время, когда бастовали ремесленники, в Фивы прибыл визирь, чтобы забрать статую для праздника. Местные власти должны были сообщить ему о проблеме, но у нас нет никаких свидетельств того, что визирю рассказали о протестах рабочих», — пишет Джошуа Марк. 

В 1156 году до н.э. Хеб-Сед прошел с размахом. В танцах и веселье чиновники забыли о повседневных хлопотах, но проблема никуда не исчезла, и в последующие месяцы рабочие продолжили забастовки за справедливую оплату труда. 

«В какой-то момент чиновники нашли деньги на выплаты жалованья. Но было уже поздно. Теперь жители Дейр-эль-Медины считали, что фараон не может больше поддерживать маат. Поэтому рабочие решили взять эту роль на себя, они стремились вернуть гармонию и миропорядок»,  — заключает Джошуа Марк. 

Post Scriptum

В Древнем Египте рабочие хорошо осознавали принцип маат и свой долг перед ним, и все же предпочли бросить вызов системе, которая тысячи лет поддерживала этот порядок, но которая, в результате, оказалась несправедливой.  

Статья по теме: Женщины в Древнем Египте: свобода выбора стать карьеристкой или домохозяйкой

Забастовка древнеегипетских рабочих начиналась как недовольство из-за задержки жалования, но со временем она превратилась в протесты против коррупции и несправедливости. К концу забастовки рабочие скандировали лозунги уже не о голоде, а о совсем других вещах:

“Мы объявили забастовку не из-за голода, а потому, что у нас есть серьезные обвинения: на этой земле фараона творятся плохие дела”, — приводит пример в одной из своих книг историк Тоби Уилкинсон. 

К сожалению, историки не знают, были ли жертвы среди рабочих в ходе забастовки в Дейр-эль-Медине. Никаких документов, которые бы рассказали об этом, пока не найдено. Ученые считают, что древнеегипетские чиновники могли специально не фиксировать потери среди бастующих, как, например, они это делали во время сухопутного сражения с Народами моря.  

Впервые забастовка в Дейр-эль-Медине упоминается в папирусе писца Аменнахтома, найденном при раскопках в Долине Царей. Это самый старый документ в истории с упоминанием таких протестов. Специалисты уверены, что забастовочное движение началось с  Дейр-эль-Медины, именно эти протесты стали примером для других рабочих, которые позже выходили на улицы своих городов и также выражали свое недовольство политикой и несправедливостью.

При подготовке материала, автор использовал следующие источники:

Bard, K. A. An Introduction to the Archaeology of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, 2008.

Brier, B. & Hobbs, H. Ancient Egypt: Everyday Life in the Land of the Nile. Sterling Publishing, 2013.

Nardo, D. Living in Ancient Egypt. Thompson/Gale, 2004.

Shaw, I. The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford University Press, 2006.

Van De Mieroop, M. A History of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, 2010.

Wilkinson, T. The Rise and Fall of Ancient Egypt. Random House Trade Paperbacks, 2013.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Twitter, Facebook, Telegram

У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: Яндекс Дзен и Instagram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: ancient.eu

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: