Гипатия Александрийская

В 2009 году кинорежиссер Алехандро Аменабар представил зрителям исторический фильм о Гипатии Александрийской (ок. 370–415 гг. н.э.), женщине-ученом, жившей во времена распада Римской империи. Кинолента получила название «Агора» и вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Особым нападкам она подверглась со стороны блогеров-христиан. В своих рецензиях они писали, что в фильме “хромает историческая часть, а именно неправильно показываются христиане”.

В своем блоге некий Джон Санидопулос пишет: «17 мая 2009 года я написал небольшой пост о фильме «Агора», который скоро должен был выйти в прокат. Тогда я говорил, что в фильме режиссер неправдоподобно покажет исторический период, в который жила Гипатия. Недавно я прочел рецензию доктора богословия и понял, что был прав». Блогер ссылался на рецензию доктора богословия Ирен Артеми из Афинского университета, которая действительно выражала опасения по поводу исторической достоверности фильма и изображения христианской общины.

Фильм Агора
Постер фильма

В рецензии Артеми резко подвергла критике «Агору» и дала ясно понять, что исторические неточности связаны прежде всего со взглядом Аменабара на религию: «… следует отметить, что режиссер фильма Алехандро Аменабар — атеист. По его собственным словам, он родился и вырос в христианской семье, затем стал агностиком, а после атеистом».

Действительно, в фильме «Агора» есть много исторических неточностей, как и в других подобных голливудских фильмах, будь то «Гладиатор» (2000 год), «Александр Македонский» (1956 год), «Александр» (2004 год), или «Троя» (2004 год). Сценаристы и режиссеры этих кинолент пренебрегали историческими фактами по разным причинам, но главная из них — такие фильмы создаются для развлечения, а не для обучения. В кино ходят не для того, чтобы узнать о достоверных событиях, а для того, чтобы получить удовольствие. Та же парадигма характерна и для «Агоры», и не имеет значения, является режиссер атеистом или религиозным фанатиком. То, что доктор Артеми использует в своей рецензии атеизм для дискредитации фильма, указывает на реальную проблему, которая существует между религией и искусством в современном мире.

На самом деле, исторические неточности, которые встречаются в “Агоре”, связаны не с изображением христианской общины, а касаются иных аспектов:возраст Гипатии. В фильме она умирает достаточно молодой женщиной, но в реальности на момент гибели ей было 50-60 лет;

гелиоцентрическая система мира. Представление об устройстве мироздания, в котором Земля вращается вокруг Солнца, возникло еще во времена Древней Греции, но самими греками принято не была. Широкое распространение это представление получило лишь в XVI веке. В фильме эту модель открывает Гипатия и показывает ее своим ученикам;

изобретение астролябии и ареометра. В фильме утверждается, что астролябию — астрономический инструмент для определения долготы и широты небесных тел, а также прибор для измерения плотности жидкости — ареометр, изобрела Гипатия. Историки же считают, что эти устройства появились задолго до Гипатии, предполагается, что женщина-ученый их просто усовершенствовала;

момент смерти. В фильме главная героиня умирает от рук бывшего раба Давуса, он ее душит. Согласно историческим документам, Гипатию жестоко убили христианские приспешники, после чего ее тело сожгли “в месте под названием Синарон”;

раб Давус. В источниках человек с таким именем, который был бы каким-то образом связан с Гипатией, не встречается. Это вымышленный персонаж.

В фильме во время стычки с христианами отец Гипатии Теон получает ранение, в действительности у историков нет никаких свидетельств этому. Сцены ранение Теона, а также хождение монаха Аммония по углям, были добавлены для драматического эффекта.

Гипатия Александрийская
Рэйчел Вайс в роли Гипатии, кадр из фильма

Однако, что касается изображения христианской общины конца IV  начала V века, оно точно соответствует действительности, пишет историк Джошуа Марк.

«Доктор богословии Артеми и другие религиозные деятели критикуют то, как режиссер показал в фильме христиан-фундаменталистов, разрушающих предметы искусства, уничтожающих литературные памятники во имя своего бога. Следует отметить, что образ первых христиан, показанный в «Агоре», соответствует их описанию в первоисточниках, кроме того, такое жестокое поведение христиан подтверждают и современные историки, которые занимаются исследованиями той эпохи».

В своей рецензии Артеми пишет: «В фильме христиане-убийцы — это в основном “банщики”, члены христианской общины парабаланы. На экране они показаны не только мракобесами, но и невеждами, что, скорее всего, не правда. Так в одной из сцен “банщики” общаются между собой и говорят, что земля и небо похожи на сундук, также они отвергают все, что связано с астрономией».

Историк Джошуа утверждает, что первые христиане не обладали особым стремлением к познанию мира при помощи разума, церковь преднамеренно проповедовала антиинтеллектуализм, это доказывают сами раннехристианские писатели. Так святой мученик Иустин (ок. 100–165 г. н. э) открыто выражал свою враждебность по отношению к классической науке и утверждал, что все “важные ценности и мысли, изложенные такими философами, как Платон, были заимствованы из Ветхого Завета”. Раннехристианский писатель и апологет Тертуллиан (ок. 160–230 гг. н.э) тоже отвергал классическое учение и заявлял:

«Что Афины – Иерусалиму? что Академия – Церкви? что еретики – христианам? Долой все попытки произвести пестрое христианство из стоицизма, платонизма и диалектических композиций. Наше научение начинается в притворе Соломоновом (Деян 5:12), который учит: “В простоте сердца ищите Господа”. Мы не хотим затевать споры после принятия Иисуса Христа, и не нуждаемся в изысканиях после Евангелия. Веруя им, мы не хотим ничему другому верить; думаем даже, что более верить нечему».

Эти строки взяты из 7 главы труда Тертуллиана “О прескрипции [против] еретиков”. Высказывание писателя “веруя им, мы не хотим ничему другому верить” хороший пример, показывающий желание христиан полностью отказаться от классической науки.

Такое отношение к знанию наблюдается и у христиан времен жизни Гипатии. Так отец Георгия Богослова епископ Григорий Назианзин Старший (329-390 гг. н. э), человек хорошо знакомый с классической греческой литературой, подвергал критике эту литературу и всячески отвергал любые знания в пользу веры и учения церкви.

«Греческую и римскую литературу христиане заменяли своим учением, которое ставили превыше всего. Они полагали, что верующий человек подвергает душу опасности, если начинает читать произведения дохристианской эпохи», — объясняет историк Уолтер Нигг.

«В самом начале зарождения новой религии верующие не видели необходимости в книгах или свободомыслии, поскольку полагали, что Христос принес людям “знание через веру”, которая полностью обеспечивает христиан всем необходимым. Когда кто-то думает, что он знает “истину жизни”, его не интересуют теории и мысли других по этому поводу. Христианство было новооткрытой истиной, а язычество и все языческое считалось врагом этой истины», — рассказывает историк Джошуа Марк.

Святой Августин Гиппопотамский (354-430 гг. н.э), который жил примерно в то же время, что и Гипатия, писал, что языческие храмы необходимо «спасать» так же, как и языческие души, и это «спасение» часто принимало самую разную форму, в основном форму разрушения. Христиане грабили языческие храмы, разрушали их, а после на их фундаменте возводили свои церкви.

Люди бунтуют
Кадр из фильма

Ученый Хелен Саради-Менделовичи пишет: «языческие святилища разрушались христианами постоянно, это было результатом рвения христиан показать свою принадлежность к религиозной общине, а не какая-либо политика церкви. Часто это рвение использовали епископы в своих целях, особенно на Востоке и в Африке».

Это “рвение” в противоборстве с Гипатией, скорее всего, использовал и Кирилл, епископ Александрии, что и показал в своем фильме Аменабар. В киноленте Кирилл играет роль «врага учености», а Гипатия — «защитника знания и истины». Известно, что женщину убили христиане, но то, что они действовали по приказу Кирилла, до сих пор не доказано. Однако историки утверждают, что на этот факт “явно намекали древние авторы, которые сообщали об убийстве женщины-ученом. Эти намеки встречаются в энциклопедическом словаре “Суда”, в тексте христианского историка Сократа Схоластика и в “Хрониках” Иоанна”.

Разрушение Александрийской библиотеки

Разрушение Александрийской библиотеки христианскими фанатиками, представленное в фильме, критиковалось как “неправдоподобный исторический факт”, но главным образом еще и потому, что эта драматическая сцена показывает христиан в “плохом свете”. Джошуа Марк пишет: “правда в том, что христиане действительно вели себя таким чудовищным образом в 415 г. н.э. в Александрии. У нас есть основания считать, что к разрушению Александрийской библиотеки могут быть причастны религиозные фанатики Кирилла”.

Историки говорят, что христианские общины должны были уничтожить язычество, потому что христианская религия представляла конкурирующую систему убеждений и образа жизни. Правда, до того как римский император Константин I (272-337 гг. н.э) узаконил христианство в империи, язычники аналогичным образом боролись и с приверженцами новой религии, которые рассматривались как «нарушители спокойствия». Христиане представлялись язычникам как те, кто отказывался чтить богов и тем самым нарушал гармонию между людьми и божествами. Тем не менее, ранние гонения на христиан не привели к такой же глубокой культурной потере, как более поздние гонения христиан на язычников. Помимо утраты древних знаний, содержащихся в языческих текстах, популярность новой религии привела к упадку в медицине, ухудшению статуса женщин, резкому сокращению исследований в области философии, проблемам в градостроительстве.

Однако нельзя считать, что христиане полностью уничтожили древнее знание и сокрушили “древнюю интеллектуальную мысль”. Нужно помнить, что сохранению части старинных произведений таких авторов, как Платон, Аристотель и Плотин, мы обязаны именно церкви.

Во времена Гипатии встречались и образованные христиане, которые ценили терпимость и ученость, но, к большому сожалению, пишет Джошуа Марк, таких было меньшинство, значимую часть составляли неграмотные люди, считавшие, что любое инакомыслие представляет угрозу вере. Именно руками таких христиан разрушались храмы, библиотеки и совершались убийства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Christian Attitudes toward Pagan Monuments in Late Antiquity by Helen Saradi Mendelovici Accessed 1 Dec 2016

Historical Inaccuracies in the film Agora Accessed 1 Dec 2016

Tertullian’s On The Prescription of Heretics Accessed 1 Dec 2016

Deakin, M.A.B. Hypatia of Alexandria. Prometheus Books, 2007

Nigg,W. Heretics: A History. Dover Press, NY, 1962

Zondervan. King James Version of the Bible. Zondervan, 2004

Подписывайтесь на наши соцсети: Twitter, Facebook, Telegram

Читайте нас в Google Новостях

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: ancient.eu

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: