Выбор редакции
1433

Девять мифических существ, которые пугали и оберегали наших предков

19 января 2021
Фото: Jacopo Ligozzi / Химера, описанная в «Илиаде» Гомера. Рисунок около 1590-1610 гг.
Химера

В древние времена мифология служила инструментом, при помощи которого наши предки пытались объяснить устройство мира и ответить на вопрос, почему он работает так, как работает. Тогда у людей еще не было достаточно знаний, чтобы понять, почему существуют болезни, происходят природные явления. Все объяснялось магией. Люди были убеждены, что все вокруг наделено сверхъестественной силой, которая может как помогать, так и насылать беду. Чтобы общаться с этой силой, создавались амулеты, фигурки божеств, сочинялись молитвы и заклинания. Благодаря мистическим артефактам и образам наши предки познавали окружающий мир, трактовали те или иные события.

Пример. Древний человек заметил, что при виде ядовитой змеи он непроизвольно замирает и не может сдвинуться с места. Как объяснить, почему появляется такая реакция? — Магическим образом: обвинить змею в колдовстве. Так в западноевропейском фольклоре появился образ василиска — гигантского змея, превращающего своим взглядом все живое в камень.

Еще один пример. Ученые пишут, что главный страх наших предков был связан со смертью детей в младенчестве. В те времена детская смертность была колоссальной, она представляла величайшую опасность для любого племени, угрозу прекращения рода. Люди пытались понять, почему новорожденные гибнут так часто, и найти способ их защиты. Высокую смертность связали с промыслом демонов, а защиту нашли в специально созданных для этой цели божествах и амулетах.

То, что люди испытывали огромный страх за жизнь новорожденных, подтверждают и археологические раскопки. Как пишет в своей статье историк Марк Джошуа, среди всех найденных религиозных артефактов большая часть именно детские обереги.

В нашем материале мы расскажем о 9 мифических существах, которые оберегали или устрашали людей прошлых эпох.

ПАЗУЗУ

Демон ветров в ассирийско-вавилонской мифологии. Пазузу изображали как гуманоида с лицом собаки, выпученными глазами, чешуйчатой ​​кожей, большими крыльями, когтями и гениталиями в виде змеиной головы.

Демон Пазузу
Фото: Британский музей, Лондон / Демон Пазузу, фигурка датируется 800-500 гг. до н.э., была найдена на территории современного Ирака

Пазузу — злой демон, но иногда он выполнял роль защитника. Статуэтки этого демона часто ставили в домах, особенно в детских комнатах. Считалось, что если оказать Пазузу почтение таким образом, он обратит свой гнев на все, что угрожает безопасности жилища. Статуэтки Пазузу часто использовали для защиты от другого демона, Ламашту — львиноголовой женщины, которая “охотилась” на беременных и новорожденных детей. Ассирийцы и вавилоняне верили, что Ламашту может причинить вред женщине во время родов и самому ребенку.

Бес

Собирательный образ карликовых божеств в древнеегипетской мифологии. Бес изображали как улыбающегося карлика с бородой, высунутым языком и толстыми ногами. Считался божеством плодородия, хранителем домашнего очага, а также защитником беременных и новорожденных.

Изображение божества археологи находили на стенах древних египетских родильных домов, храмов. Хорошо сохранившийся образ Бес можно встретить в храме богини плодородия Хатхор в египетском городе Дандара.

Статуэтка демона Бес
Фото: Британский музей, Лондон / Бронзовая статуэтка Бес, эпоха Нового царства

Женский аналог Бес — богиня Бастет с головой кошки и телом человека, которая защищала людей от злых духов и демонов. Бес тесно связывают и с богиней-покровительницей рожениц и беременных Таурт, последнюю изображали в виде бегемота с высунутым языком, стоящего на двух ногах.

Фигурки Таурт и Бес ставили на полки в комнатах беременных женщин или приносили в храм, чтобы роды прошли легко.

Ламия

Персонаж из древнегреческой мифологии, любовница Зевса. По легенде, жена громовержца Гера, узнав об измене мужа, прокляла Ламию, наслав на нее бессонницу, чтобы та мучилась и днем, и ночью. Одна из версий мифа гласит, что помимо бессонницы Гера наслала на Ламию еще и жажду детской плоти. Ламия отнимала у родителей их детей и пожирала их. Историки пишут, что даже в Средние века образ Ламии оставался популярным, родители пугали этим существом своих детей, когда те не хотели ложиться спать.

Ламию изображали как женщину-оборотня, по крайней мере в I веке нашей эры. Люди верили, что она соблазняет молодых людей, чтобы выпить их кровь.

Нянь

Гигантская птица из древнекитайской мифологии, обитающая высоко в горах или в море. Раз в год, в канун Нового года, Нянь выходила из своего логова, чтобы обрушиться на деревни и уничтожить урожай и скот, но больше всего Нянь любила лакомиться детьми.

Китайцы изображали эту птицу со львиным лицом, рогами на голове и острыми торчащими зубами. Считалось, что на земле нет крупнее существа, чем Нянь.

Птицу нельзя ничем убить, потому что она бессмертна, ее можно лишь отогнать на время. Китайцы верили, что Нянь боится громких звуков и красного цвета. Именно по этой причине китайский Новый год отмечали и до сих пор отмечают с барабанами, фейерверками, петардами, парадами, в праздник используют украшения и предметы красного цвета.

Иш Таб

В мифологии Майя женское божество самоубийства и жертвоприношения. Изображалось как висельник, болтающийся на петле, которая спустилась с небес. Считалось, что Иш Таб утешает самоубийц и доставляет их прямиком в рай после смерти.

Индейцы майя полагали, что загробная жизнь начинается с темного и опасного лабиринта, в котором ждет много ловушек. Эти ловушки мешали душе достичь основания мирового древа, входа в преисподнюю — Шибальбу, пройдя которую можно было подняться вверх по древу и попасть в рай.

Иш Таб спускалась с ветвей мирового древа и доставляла душу самоубийцы в рай до того, как та попадет в Шибальбу. Таким образом душу избавляли от страданий.

Культ Иш Таб у Майя существовал для того, чтобы закрепить в сознании людей позитивное отношение к суициду. В результате люди добровольно шли на ритуальные самоубийства, которые приравнивались к жертвоприношениям богам.

Морриган

В ирландской мифологии богиня судьбы и войны. Могла не только предсказывать будущее, но и влиять на него. Считалось, что Морриган может выбирать, кто будет жить, а кто погибнет в бою.

Рассматривалась как триединое божество: сама Морриган, Немайн и Бадб (богини войны).

Рисунок Морриган
Фото: deviantart.com / Морриган в представлении современного художника

Историки пишут, что Морриган олицетворяли с праздником Самайн, кельтским новым годом. Во время наступления Самайна, в последний месяц осени, открывалась завеса между жизнью и смертью, мертвые ходили среди живых и могли вмешиваться в их жизни. Морриган принимала облик ворона, эта птица считалась одним из символов праздника.

Самайн стал прообразом современного Хэллоуина.

Мананангал

Вампир, пьющий кровь людей в филиппинской мифологии. Изображается в виде женщины с крыльями.

Филиппинцы считают, что мананангалы охотятся только по ночам. Перед охотой они разделяются пополам, оставляя нижнюю часть тела стоять на земле, выпускают крылья и улетают на поиск жертв. С помощью своего раздвоенного языка вампир высасывает кровь у беременных женщин и таким образом забирает жизнь ребенка.

Мананангалы олицетворяют страх темноты и неизвестности, как и все вампиры, они не могут переносить солнечный свет, для них он смертелен. Если кто-то сможет найти и уничтожить нижнюю часть тела мананангалы (с помощью соли или чеснока), существо умрет.

Келпи

В шотландской мифологии водяной дух, оборотень. Обычно Келпи изображают в облике коня, но иногда как красивого юношу, который очаровывает путников — чаще всего детей и молодых женщин — подставляет им спину, а затем увлекает в воду.

Скульптура Келпи
Скульптура Келпи, Фолкерк, Шотландия.

Историки пишут, что Келпи был придуман как существо для запугивания, прежде всего, детей. Ребенок, которого родители напугали Келпи, будет осторожнее вести себя у берега озера или реки.

Акабеко

Традиционная игрушка в виде красного быка в Японии. Его прототипом была корова, которая якобы жила в 9 веке н.э. в регионе Айдзу. Легенда гласит, что во время строительства храма Будде корова решила посвятить себя служению этому божеству. По одной версии легенды, животное превратилось в камень, чтобы стать частью здания, по другой, прожила долгую жизнь на территории храма.

Скульптура Акабеко
Скульптура Акабеко, город Аидзувакамацу, префектура Фукусима

В Японии Акабеко становится священным животным в 16 веке н.э, во время правления Тоётоми Хидэёси (ок. 1585-1592 гг. н. э.), тогда же начинают выпускать первые игрушки для детей региона Айдзу. Японцы верили, что “красный бычок” обладает целебной силой и таинственным образом спасает детей от оспы и чумы, поэтому в доме обязательно должна была стоять такая игрушка.

Игрушки Акабеко производят в Японии до сих пор. Многие японцы по сей день наделяют “красного бычка” сверхъестественной силой и верят в то, что он может защитить от болезней.

Советуем почитать: Брак в 12 лет и никакого развода. Жизнь в Византийской империи от рождения до смерти

Мы в соцсетях: Twitter, Facebook, Telegram

Следите за новостями в Google Новостях и читайте в Яндекс Дзен материалы, не опубликованные на сайте

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: ancient.eu

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: