Связь с редакцией: info@severnymayk.ru

Шумеры. Как они жили, во что верили и как повлияли на современный мир

Шумеры — это представители цивилизации Шумера, населявшие южную часть Месопотамии в 4100-1750 гг. до н.э. (в некоторых источниках 5000-1700 гг. до н.э.). Эти люди жили в регионе, который не был единым сплоченным политическим образованием, а являлся территорией независимых городов-государств. В каждом таком городе правил свой царь.

Шумеры получили свое название от северных соседей, аккадцев. На языке аккадцев слово шумер означает «земля цивилизованных (культурных, воспитанных) царей». Сами шумеры называли область, где жили — «землей» или «землей черноголовых».

Шумерская военная сцена
Фото: Британский музей, Лондон / Часть шумерской военной сцены из «Штандарта из Ура». Сцена изображена на декоративной панели, найденной при раскопкам города Ур, и выложена перламутровыми пластинами. Датируется Ранним династическим периодом, около 2500 г. до н.э. Была реконструирована.

Многие вещи и понятия, которые люди используют в XXI веке и даже не задумываются об их происхождении, были изобретены и придуманы шумерами. Например, считается, что шумеры “открыли” время: первыми в истории разделили сутки на два периода по 12 часов — день и ночь, сам час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Кроме того, существует мнение, что шумеры создали первые в истории школы, первыми изложили миф о Великом потопе, создали первый героический эпос, первыми придумали систему управления обществом, которую сегодня называют бюрократией, стали первыми возводить монументальные архитектурные сооружения, первыми использовать орошение в сельском хозяйстве.

После переселения аморитов в Месопотамию и нашествия эламитов во II тысячелетии Шумер прекратил свое существование. Эта цивилизация продолжала “жить” только в трудах древних писателей, включая библейскую книгу Бытия.

Вплоть до середины XIX века историки ничего не знали о Шумере, на все его упоминания в источниках специалисты не обращали особого внимания. Все изменилось, когда археологи нашли следы этой цивилизации.

Подъем и время первых

На протяжении всего XIX века европейские археологи приезжали на Ближний Восток, чтобы найти древние города, упомянутые в Библии: Вавилон, Ниневию, и таинственную местность Шинар в Месопотамии. В то время никто из археологов даже не догадывался, что поиски Шинара перевернут страницы мировой истории и предоставят научному миру такой богатый материал о прошлом, о котором историки даже не мечтали. Эти поиски приведут к открытию цивилизации Шумера.

Точно неизвестно, откуда пришли шумеры, но у историков есть данные, что около 2900 г. до н.э. представители этой цивилизации прочно обосновались в южной Месопотамии. Современные ученые делят историю этого региона на шесть периодов:

Убейдский период — 5000-4100 гг до н.э;

Урукский период — 4100-2900 гг. до н.э;

Ранний династический период — 2900-2334 гг. до н.э;

Аккадский период — 2334-2218 гг. до н.э;

Гутииский период — 2218-2047 гг. до н.э;

Период Третьей династии Ура (также известный как Шумерский Ренессанс) — 2047-1750 гг. до н.э.

Долгое время специалисты полагали, что южная Месопотамия была заселена около 4500 г. до н.э. Но в последние годы эта дата оспаривалась, и теперь считается, что деятельность человека в этом регионе началась гораздо раньше. Первыми поселенцами южной Месопотамии были вовсе не шумеры, а люди неизвестного происхождения, которых ученые назвали убейдами. Такое имя народу дали в честь археологического памятника Телль-эль-Убейд в Южном Ираке, где были впервые обнаружены уникальные артефакты, относящиеся к тому времени. В некоторых источниках убейдами называют протоевфратцев, которые обозначаются как первые жители региона реки Евфрат.

Об Убейдской цивилизации специалисты практически ничего не знают, но некоторые артефакты, относящиеся к этой культуре, указывают на то, что убейды основали первые общины, которые затем превратились в города, а чуть позже, в Урукский период, в города-государства.

Для Раннего династического периода характерно появление первых царей, правительства и бюрократии, также в этот период происходят первые конфликты между шумерскими городами-государствами за территорию и воду.

Шумерские города иногда объединялись под властью одного царя. Известный такой случай произошел около 2700 г. до н.э., когда царь города Киша Эн-Мебарагеси развязал войну против “городов страны Элам”. Кстати, это была первая письменно задокументированная в истории война. Объединенные войска царя Киша одержали победу и разграбили города Элама.

Шумерская табличка
Фото: Музей города Сулеймания, Ирак / Часть шумерской таблицы из белого мрамора. Ранний династический период, 2900-2300 гг. до н.э.

Приблизительно в 2316-2310 гг. до н.э. Шумер завоевывает аккадский царь Саргон Древний (ок. 2334-2279 гг. до н.э.). В каждом шумерском городе на влиятельные посты он назначает своих ставленников, в том числе и свою дочь Энхедуанну (ок. 2285-2250 гг. до н.э.).

Шумер находился под властью аккадцев до вторжения в регион народа Гутии. Через 200 лет правления Гутии царь города Ур Ур-Намму (ок. 2047–2030 гг. до н.э.) освободил эту область. Начинается возрождение шумерской культуры, этот период вошел в историю как Шумерский ренессанс.

Американский востоковед Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге “История начинается в Шумере” называет 39 событий, которые впервые в истории появляются именно у шумеров. Вот самые интересные пункты:

— первый историк;

— первый случай снижения налогов;

— первый “Моисей”;

— первые пословицы и поговорки;

— первый “Ной”;

— первый библиотечный каталог;

— первый “Мессия”;

— первая колыбельная.

— первое задокументированное авторство (гимны, которые сочинила дочь Саргона Древнего Энхедуанну).

В своем труде Крамер рассказывает и о шумерских городах, которые после освобождения от народа Гутии разбогатели за счет торговли. Экономическое процветание, пишет Крамер, привело к культурному и научному росту.

Первый город

Некоторые историки называют шумерский город Урук “самым старейшим в мире”. Предполагается, что в его центре находился храмовый комплекс с многоступенчатым культовым сооружением — зиккуратом. Именно этот комплекс, говорят исследователи, послужил прототипом библейской Вавилонской башни.

Хотя современная археология и установила, что Урук является самым старым городом в Месопотамии, шумеры же так не думали. Они полагали, что первым был Эриду. Считалось, что им управлял бог мудрости и владыка вод Энки.

Карта Месопотамии
Фото: Карта Месопотамии, охватывает период с 2000 по 1600 годы до н.э.

Древний народ верил, что Энки поднял Эриду из болот, а затем послал людям “царствие с небес” и установил мировой порядок. Шумеры считали Эриду местом рождения божественной силы, управляющей укладом людей, и рассматривали появление этого города, как наступление “золотого века” — блаженного состояния человечества. Многие историки полагают, что миф, который связывали с городом Эриду, скорее всего, послужил основой для мифа об Эдемском саде, а миф о “падении” города — для мифа об изгнании из рая. Правда, в них есть различия.

Так “падение” Эриду означало не грехопадение человека, а утрату влияния города, как центра древней цивилизации. Вот что говорится об этом в шумерском мифе “Инанна и Энки”:

“Самая прекрасная и самая могучая из богинь, Инанна, любила свой город Урук больше всех городов. Чтобы возвысить его и сделать столицей всего Шумера, задумала она великое дело. Решила богиня отправиться в гости к своему праотцу, богу мудрости Энки, обитающему в ужасной бездне Абзу около города Эриду, древнейшего из городов. Она знала, что здесь хранит Энки сто божественных установлений (по-шумерски – ме), приводящих в движение жизнь людей. Эти сто таинственных основ жизни захотела Инанна доставить из Эриду в Урук и обеспечить себе власть над землей…. Исимуд выполнил приказ своего господина. Он встретил богиню и проводил ее в Абзу, и усадил за праздничный стол. Явился сам Энки и сел рядом с богиней. Ее чарующая красота ослепила его, и сердце бога возликовало от пьянящих напитков, выпитых вместе с нею. И, увидев, что он уже не владеет собой, хитрая Инанна сказала ему: «О мой отец, подари мне сто великих установлений, направляющих дела людей, погрузи их в небесную ладью и отправь со мной в мой город Урук». Опьяненный и очарованный Энки не имел сил противиться просьбам богини”.

Далее в мифе рассказывается, что Энки с радостью отдает своей дочери сто божественных установлений, после чего она бежит к своему кораблю и доставляет их в Урук. В итоге город Эриду “уменьшается”, теряет влияние, а Урук, наоборот, “увеличивается” в размерах и становится самым влиятельным в регионе.

Современные исследователи полагают, что этот миф возник как результат перехода шумеров от небольших поселений (символизировало Эриду) к строительству городов (символизировало Урук).

Во что верили шумеры

Шумеры считали, что боги создали мир из хаоса. После они вылепили человека из глины, чтобы он обрабатывал землю, пас скот и поклонялся богам. Смысл всей жизни человека — трудиться с богами бок о бок, чтобы не допустить возвращение хаоса. Однако по неизвестным причинам боги вернули мир к первоначальному состоянию.

Табличка с мифом об Этане
Фото: Британский музей, Лондон / Одна из таблиц, на которой записан миф об Этане. В ней рассказывается, как орел на своей спине переносит мифического царя на небеса. Новоассирийский период, VII век до н.э.

Шумерский “Миф о творении” (текст найден при раскопках Эриду, предполагается, что его написали ок 2300 г. до н.э.) — самая ранняя версия сказания о Всемирном потопе, которое потом перескажут в аккадском эпосе об «Атрахасисе», «Эпосе о Гильгамеше» и «Книге Бытия». В этом мифе боги решают уничтожить человечество с помощью потопа. Энки, узнав о надвигающейся опасности, спасает благочестивого царя Зиусудру, велит ему построить ковчег и взять с собой “каждой твари по паре”. После семи дней и семи ночей потоп прекращается, боги смягчают свой гнев и принимают решение контролировать численность населения: отправляют в мир смерть и болезни.

Боги ожидали, что люди, познав смерть и болезни, будут использовать свое время по назначению: для поддержания порядка и взаимопомощи.

Власть

Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге пишет, что возвышение шумерской цивилизации и появление государственности тесно связаны с потребностью в орошении:

«Сельское хозяйство шумерских городов-государств зависело от орошения — сложного процесса, требующего совместных усилий и хорошей организации труда. Сперва необходимо было построить каналы, потом за ними нужно было следить. Ведь вода должна была равномерно распределяться между всеми заинтересованными сторонами. Правители шумерских городов-государств заключали союзы и создавали совместные надзирательные органы, в результате количество правительственных учреждений росло и, как следствие, развивалась политическая система, образовывалась государственность».

Из многих невероятных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, интерес представляет так называемый “Список царей” — документ с именами шумерских правителей, восходящих к началу мира, когда боги впервые послали “царство с небес” в Эриду. Этот список составлен в 2100 г. до н.э, предположительно, в городе-государстве Лагаш. В документе первым правителем Шумера называется царь Этана, о нем говорится как о том, “который успокоил все земли”. Этана считается мифическим царем, скорее всего, это вымышленный персонаж.

11 табличка Эпоса о Гильгамеше
Фото: Британский музей, Лондон / 11 таблица «Эпоса о Гильгамеше», литературное произведение написано клинописью. Из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала II, Месопотамия, Ирак. VII век до н.э.

Ученые отмечают, что у шумеров сперва не было титула царя. Городом-государством управлял военный вождь — лугаль (буквально «большой человек»), избираемый народом на время войны. Помимо исполнения военных обязанностей, он руководил возделыванием земли и играл роль “помощника богов”, следил, чтобы люди исполняли их волю.

Позже, с ростом городов и развитием сельского хозяйства, титул лугаля становится пожизненным, во всех крупнейших городах лугали фактически превращаются в царей, а власть могут передавать по наследству.

На протяжении всего Урукского периода (4100-2900 гг. до н.э) культура шумеров быстро развивалась, величайшим достижением того времени стало появление письменности, это произошло в 3600-3500 гг. до н.э.

Падение и гибель цивилизации

Историки отмечают, что письменность шумеров возникла в результате становления торговых отношений между городами-государствами, но первое время была относительно примитивной, использовалась лишь для записей хозяйственного учета. Приблизительно в Ранний династический период (2900-2334 гг. до н.э) начинает формироваться клинописное письмо, которым позже будут написаны такие произведения, как «Эпос о Гильгамеше», «Гимны Энхедуанны для Инанны» и многие другие.

Шумерский язык стал языком “лингва франка” в Месопотамии (как сегодня английский) — на нем между собой говорили люди из разных регионов, чей родной язык был иным. А шумерской клинописью пользовались народы, которые находились далеко от Шумера и у которых даже была своя письменность. Почему так происходило, ученые не знают.

Шумерская цивилизация прекратила свое существование в 1750 г. до н.э. после вторжения эламитов. В 2083 году до н.э. царь Ур Шульги начал строительство великой стены, чтобы защитить свой народ от врагов, но ни он, ни другие правители закончить ее так и не успели, стену можно было легко обойти с двух сторон, чем и воспользовались захватчики.

Руины зиккурата в Кише
Фото: Руины зиккурата в древнем шумерском городе Киш (современный Телль аль-Ухаймир, мухафаза Бабель, Ирак). Зиккурат, вероятно, был построен правителем Нововавилонского царства Навуходоносором II. Время постройки — VI век до н.э.

Специалисты отмечают, что шумеры пытались сохранить свою культуру даже с приходом в Месопотамию кочевников-семитов аморитов, но безуспешно. Во времена правления Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н.э.) шумерские божества были полностью вытеснены из пантеона богов и заменены другими, верховным богом Вавилонии и всей Месопотамии стал Мардук.

Считается, что шумерские боги были заимствованы египтянами, а форма и размеры шумерских зиккуратов повлияли на строительство египетских пирамид. Шумерская концепция времени, а также их система письма, использовалась другими цивилизациями еще долгое время. А шумерская цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с уникальной резьбой, служивший как удостоверение личности, оставалась популярной в Месопотамии вплоть до падения Ассирийской империи в 612 г. до н.э.

Post Scriptum

История шумеров была тайной на протяжении веков. Любые ссылки на эту цивилизацию в древних трудах оставались без внимания.

В XIX веке Библия (особенно Ветхий Завет) считалась самой старой книгой в мире и полностью достоверной. В истинности библейских преданий об Эдемском саде, грехопадении, Всемирном потопе практически никто не сомневался, люди полагали, что они продиктованы самим христианским богом. Археологам оставалось найти лишь подтверждения этих самых историй. Доказательства нашли, но совсем не те, на которые рассчитывала церковь, они оказались не в пользу религии. Эти находки изменили представление о прошлом и показали миру, что все библейские сюжеты были заимствованы из более ранних мифов, их сочинили и записали люди, жившие несколько тысяч лет назад в древней области, которую сегодня мы называем Шумер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Bertman, S. Handbook to Life in Ancient Mesopotamia. Oxford University Press, 2005.

Black, J. , et. al. The Literature of Ancient Sumer. Oxford University Press, 2006.

Bottéro, J. Everyday Life in Ancient Mesopotamia. Johns Hopkins University Press, 2001.

Jacobsen, T. The Treasures of Darkness. Yale University Press, 1978.

Kramer, S. N. History Begins at Sumer. University of Pennsylvania Press, 1988.

Kramer, S. N. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971.

Kriwaczek, P. Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization. St. Martin’s Griffin, 2012.

Leick, G. Mesopotamia: The Invention of the City. Penguin Books, 2003.

Van De Mieroop, M. A History of the Ancient Near East ca. 3000 — 323 BC, 2nd Edition. Blackwell Publishing, 2006.

Von Soden, W. The Ancient Orient: An Introduction to the Study of the Ancient Near East. Eerdmans Pub Co, 1994.

Советуем почитать: Александр Македонский и Персеполь. Почему царь сжег город, который был символом могущества древней Персии

Мы в соцсетях: Twitter, Facebook, Telegram

Следите за новостями в Google Новостях и читайте в Яндекс Дзен материалы, не опубликованные на сайте

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

Реклама
Последние статьи

2 КОММЕНТАРИИ

  1. БОЛЕ ПРАВДОПОДОБНОЙ не читал
    НЕ было никакого шумера БЫЛО САМЕР САМЕР НА\ КРАМЕРА У ИРА ТИРУ МЕРА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Реклама

Другие статьи автора

Рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: