В начале марта на сайте новостного интернет-издания Ars Technica вышла статья, в которой журналисты разбирают ситуацию, сложившуюся внутри Blue Origin. А именно, объясняют, почему частная аэрокосмическая компания решила отложить запланированный на 2021 год первый запуск своего тяжелого “гиганта” — ракеты-носителя New Glenn с многоразовой первой ступенью. Если кратко, то одна из главных причин задержки — в решении, которое много лет назад принял основатель Blue Origin, миллиардер Джефф Безос.
Ракета New Glenn разрабатывается с 2012 года. Согласно плану команды Безоса, первый запуск носителя должен был состояться еще в 2020 году, но затем пуск перенесли на 2021 год, а на прошлой неделе стало известно, что и он откладывается на конец 2022 года. Blue Origin не взяла на себя вину за перенос запуска — вместо этого компания обвинила в случившемся потенциального заказчика, Министерство обороны США. Мол, Космические силы страны не выбрали New Glenn для своих программ — контракты получили конкуренты компании, SpaceX и United Launch Alliance.
Ars Technica, ссылаясь на свои источники в Blue Origin, приводит две основные причины переноса запуска. Первая — инженерные проблемы, связанные с желанием Безоса сделать New Glenn более массивной. Вторая — то, что в приоритете компании другие проекты, разработка New Glenn отошла на второй план.
Причина первая
Безос думал о создании тяжелого многоразового орбитального носителя как только основал Blue Origin в 2000 году. К 2016 году предприниматель уже точно знал, какую ракету хочет построить. Вот что в своей статье пишут журналисты Ars Technica:
«Проект многоразового орбитального носителя Безоса, который сегодня известен под названием New Glenn, изначально предполагал несколько версий ракеты. Одна из них была более скромных размеров, сопоставимых с размерами Falcon 9 или Delta IV United Launch Alliance. Планировалось, что для первой ступени этой версии хватит и трех двигателей».
Журналисты издания отмечают, что с точки зрения логики для компании, которая еще не вывела в космос ни грамма груза, сперва бы подошел “переходный” вариант — New Glenn небольших размеров, а уже после Blue Origin постепенно перешла бы на более тяжелую версию. Но Безос решил иначе. Он захотел сразу создать “гиганта”, поэтому принял решение о строительстве сто метрового многоступенчатого варианта New Glenn, первая ступень которого должна была быть возвращаемой и оснащенной семью двигателями BE-4.
Создание возвращаемой ступени новой ракеты требует огромных технических усилий, решения сложных инженерных задач, баснословных финансовых вливаний. Несмотря на перечисленные трудности, инженеры Blue Origin надеются вернуть ступень во время первого же запуска, хотя конкурент компании — SpaceX, научился делать это со ступенью Falcon 9 только с 20 попытки. Иными словами, в случае каждой неудачи Blue Origin придется строить первую ступень заново, а значит, тратить время и деньги.
[Статья по теме: Миссии на Марс, Луну, к троянским астероидам. Чего ждать от космонавтики в 2021 году]
Возможно, у сотрудников Blue Origin есть основания полагать, что запуск нового носителя, перенесенный на 2022 год, пройдет успешно. В 2006 году компания построила многоразовую систему New Shepard, состоящую из одноступенчатой ракеты и капсулы. Хотя эту систему и нельзя назвать “переходным вариантом” — она не предназначена для вывода на орбиту груза, а создавалась для суборбитальных “туристических” полетов, опыт, который извлекли инженеры из создания New Shepard, они могли использовать в создании первой ступени New Glenn. За время испытательных полетов и некоторых миссий проблем с возвращением ракеты New Shepard не возникало.
По словам источников издания Ars Technica, решение отказаться от разработки “переходного варианта” тяжелого носителя обошлось компании очень дорого. Сейчас команда инженеров столкнулась с огромным количеством технических трудностей, поэтому запуск и перенесен на год.
Причина вторая
По словам журналистов Ars Technica, сейчас Blue Origin работает над имиджем крупного аэрокосмического подрядчика и в связи с этим делает все, чтобы привлечь многомиллионные контракты NASA и Министерства обороны США.
Помимо носителя New Glenn компания занимается и другими крупными проектами. Продолжаются попытки отправить космических туристов в первый суборбитальный полет на New Shepard, что может случиться уже в конце весны или начале лета. Безос обещает организовать первый туристический суборбитальный полет с 2017 года.
Ведутся работы над ракетным двигателем BE-4, этими двигателями оборудуют две ступени New Glenn. Во время разработки BE-4 у инженеров Blue Origin возникли серьезные проблемы с турбонасосами, но их уже решили. Сейчас техники прилагают все усилия, чтобы к лету этого года доставить комплект BE-4 главному заказчику — предприятию United Launch Alliance. Вероятно, разработка ракетных двигателей — важнейший приоритет Blue Origin.
Blue Origin вместе с Lockheed Martin и Northrop Grumman создали команду “National Team” для участия в конкурсе NASA по разработке уникальных проектов лунных посадочных модулей для доставки людей на Луну. Их главные конкуренты — SpaceX и Dynetics. Все три команды борются за многомиллиардные контракты и престиж. Ожидается, что в апреле NASA назовет финалистов. Источники сообщили Ars Technica, что для Безоса победа в конкурсе крайне важна.
Post Scriptum
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что на данный момент Blue Origin отодвинула разработку New Glenn на второй план.
Источники, близкие к Безосу, сообщили Ars Technica, что интерес предпринимателя к космосу по-прежнему остается очень высоким. Самый богатый человек мира считает, что освоение космического пространства — важная для человечества задача. Безос продолжит создавать технологии, которые помогут людям сохранить Землю, а также построить поселения на орбите нашей планеты (вроде колонии О’Нила).
В начале февраля стало известно, что Безос покинет пост гендиректора Amazon. По мнению экспертов, теперь предприниматель будет посвящать больше времени Blue Origin, а значит станет уделять больше внимания проектам компании.
Предлагаем дружбу: Twitter, Facebook, Telegram
Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости, читайте в Яндекс Дзен наши материалы, не опубликованные на сайте