Связь с редакцией: [email protected]

Геноцид в Древнем мире. Где, когда и зачем?

Прежде чем рассматривать геноцид с исторической точки зрения, нужно разобраться со значением этого слова.

Термин появился на свет в 1944 году, его придумал юрист Рафаэль Лемкин (1900-1959), выходец из польско-еврейской семьи, проживающей на западе Российской империи. Слово «геноцид» возникло в результате объединения Лемкиным древнегреческого «γένος» (род, племя) и латинского суффикса «caedo» (умерщвлять, убивать).

В своем труде «Правление государств “Оси” в Оккупированной Европе», изданном в 1944 году в США, Лемкин дал такое понятие геноциду: «план действий, направленный на разрушение основ жизни национальных групп с целью последующего уничтожения этих групп». Еще одно определение этому термину дается в «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», принятой ООН в 1948 году. В статье II конвенции геноцид определяется как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу».

Обычно общество отождествляет геноцид со Второй мировой войной, а именно с фашистскими захватчиками, которые истребляли мирное население на оккупированных территориях. Однако случаи, которые также можно считать геноцидом, происходили и в Древнем мире. Многие ученые выделяют два таких исторических события: разрушение Карфагена римлянами в 146 г. до н.э. и бойню в Мелосе в 416 г. до н.э.

Падение Карфагена

Карфаген — древний город, который располагался на севере Африки, на территории современного города Тунис, примерно в 645 км от Рима.

Историки пишут, что Карфаген был основан в IX веке до н.э как финикийская колония. Чуть позже этот город станет столицей одноименного государства. В отличие от Древнего Рима, который обогащался в основном за счет захватнических войн, Карфаген развивался благодаря торговле. Карфагенские купцы торговали с народами, населявшими Британские острова, и даже доплывали до территорий, где сегодня находится государство Габон (юг Африки).

Карфаген владел землями по всему северному побережью и на некоторых островах Средиземного моря, граничащими с Римом.

Остатки кладбища, находившегося в древнем городе Карфаген. Могильные плиты были возведены между 400 и 200 гг. до н.э
Фото: Flickr / Остатки кладбища, находившегося в древнем городе Карфаген. Могильные плиты были возведены между 400 и 200 гг. до н.э

С течением времени Карфагенское государство превратилось в настоящую античную “сверхдержаву”, которая составила конкуренцию Риму. Напряжение между двумя государствами постепенно нарастало, что привело к серии войн, которые длились с перерывами с 264 по 146 гг. до н.э. В историю эти войны вошли под названием Пунические (от слова punicus, так римляне обозначали предков карфагенян — финикийцев).

В ходе Первой и Второй Пунических войн Рим получил контроль над Сицилией, Испанией и большей частью западного Средиземноморья. Третья Пуническая война разразилась в 149 г. до н.э., когда Карфаген вторгся в Королевство Нумидия, что на территории современного Алжира. В ответ на это Рим послал в Африку огромную армию под командованием Сципиона Африканского, которая осадила столицу Карфагена — одноименный город. Карфагеняне пытались заключить мир с римлянами, выполнив ряд трудных условий, навязанных захватчиками, которые уже стояли под стенами города: передали им заложников и все оружие, хранящееся в городских арсеналах. Однако Рим это не устроило, он все равно не отступился от своих планов: войскам отдали приказ сравнять город с землей, чтобы потом заново отстроить его на новом месте. Карфагенянам не оставалось ничего другого как защищать свое достояние, которое возвели во времена, когда мифологический Ромул еще на свет не появился (по легенде, Ромул вместе с братом Ремом основали Рим).

Государство Карфаген перед Первой Пунической войной
Фото: Wikipedia / Государство Карфаген перед Первой Пунической войной

Несмотря на превосходящую военную мощь римлян, городу удалось продержаться три года, но в 146 г. до н.э он все же пал. Согласно французскому историку Фернану Броделю [1], в середине II века до н.э. Карфаген населяло 100 000 человек, а по мнению английского историка Алана Ллойда [2], в то время в столице могло проживать до 200 000 человек. Ученые пишут, когда римляне ворвались в город, они устроили настоящую бойню, уничтожив большую часть горожан. Выживших, которых, по разным оценкам, осталось от 30 000 до 50 000 человек, римляне продали в рабство. Затем город подожгли, десять дней он горел, а когда огонь стих, от Карфагена камня на камне не осталось.

Морское нападение римлян на Карфаген во время Третьей Пунической войны 149–146 гг. до н.э в представлении художника
Фото: Скриншот из игры серии Total War / Морское нападение римлян на Карфаген во время Третьей Пунической войны 149–146 гг. до н.э в представлении художника

В своей «Всеобщей истории» (книга XXXVIII, глава 3) древнегреческий историк Полибий, который был свидетелем падения Карфагена, пишет«карфагенян истребили быстро и полностью», скорее всего, имея в виду взрослое население города. Дальше автор отмечает, что после бойни не осталось ни одного карфагенянина, который в дальнейшем смог бы рассказать потомкам о пережитых бедах и участи, постигшей Карфаген.

Уничтожение населения города, который отказывался открыть ворота перед врагом, было обычным делом в Древнем мире, поэтому, когда в академических кругах встает вопрос, считать ли геноцидом случай, произошедший в 146 г. до н.э, часто возникают споры. Чтобы это историческое событие подпадало под понятие геноцида Рафаэля Лемкина, у Рима должны были быть страшные и очевидные намерения, например, открытое желание разрушить Карфаген, уничтожить его жителей и их культуру.

[Читайте также: Шумеры. Как они жили, во что верили и как повлияли на современный мир]

Такие намерения прослеживаются во все новых требованиях, которые Рим выдвигал Карфагену перед началом последней Пунической войны. Эти требования были невыполнимы в принципе, и когда карфагеняне не смогли их исполнить, римляне посчитали, что теперь имеют “законное право” претворить свой жестокий план в жизнь. Вдобавок правящая элита и население Рима полагали, если их держава хочет достигнуть политического и культурного господства в Средиземноморье, Карфаген необходимо разрушить. Подобные настроения хорошо отражены в выражении, позже ставшим крылатым, римского государственного деятеля Катона Старшего — Carthago delenda est, что переводится, как «Карфаген должен быть разрушен». Этими словами Катон Старший призывал римлян к борьбе с врагом и заканчивал ими все свои речи.

Резня в Мелосе

Еще одним примером геноцида в Древнем мире некоторые историки называют уничтожение островного города-государства Мелос, учиненное афинянами в 416 г. до н.э в ходе Пелопоннесской войны [3].

Пелопоннесская война шла между Делосским союзом во главе с Афинами и Пелопонесским союзом во главе со Спартой с 431 по 404 гг. до н.э и завершилась разгромом Афин.

Армия спартанского генерала Лисандра разрушает стены Афин в 404 г. до н.э. Афины терпят поражение в Пелопоннесской войне. Гравюра
Фото: Wikipedia / Армия спартанского генерала Лисандра разрушает стены Афин в 404 г. до н.э. Афины терпят поражение в Пелопоннесской войне. Гравюра

Летом 416 г. до н.э., во время перерыва в войне, афиняне обратили свой взор на соседний остров Мелос, народ которого, хотя и считал себя потомками спартанских колонистов, до сих пор занимал нейтральную сторону в конфликте. Афинян такая позиция соседей не устраивала, и они отправили своих послов на остров, чтобы требовать добровольной сдачи Мелоса.

Между двумя сторонами последовали дебаты, которые запечатлены на страницах книги «Истории Пелопоннесской войны» древнегреческого историка Фукидида; отрывок получил название «Мелосский диалог». Афиняне призывали мелосцев сдаться, чтобы «спасти свой город от разрушения», так как знали, что их потенциальные враги не обладали достаточной военной мощью, чтобы противостоять силе Афин. Мелосцы отказались от предложения и стали готовиться к войне.

Фукидид пишет, что после продолжительной осады города, а также из-за предательства со стороны некоторых мелосцев, островитяне в итоге сдались афинянам. После чего захватчики перебили всех взрослых мужчин, а женщин и детей обратили в рабство. Немецкий историк Кристиан Мейер предполагает [4], что в результате бойни, которая заранее была одобрена народным собранием (экклесией), погибло около 1500 мелосцев-мужчин. Кроме того, сохранить жизнь женщинам и детям, продав их в рабство, со стороны афинян вовсе не являлось актом милосердия, это был еще один целенаправленный шаг по уничтожению местной культуры. Ученый считает, что афиняне хотели намеренно уничтожить как самих мелосцев, так и их культуру. Участь, постигшая жителей острова Мелос, — предупреждение всем союзникам Афин, чтобы те оставались верными в войне со Спартой.

Возвращение древнегреческого полководца Алкивиада в Афины в 407 г. до н.э. Гравюра
Фото: Wikipedia / Возвращение древнегреческого полководца Алкивиада в Афины в 407 г. до н.э. Гравюра

Через несколько месяцев после кровавой бойни древнегреческий драматург Еврипид поставит проникновенную трагедию «Троянки». Это произведение — отклик на мелийские события, в котором осуждалась жестокость войны. По мнению ученых [5], постановка одновременно стала и рассказом о геноциде, и напоминанием о расплате за учиненное преступление: наступит время, когда и афинянки испытают те же страдания, на которые их мужья обрекли женщин Мелоса.

Источники:

Fernand Braudel. The Mediterranean in the Ancient World. Penguin Books, Limited (UK), 2001;

Alan Lloyd. Destroy Carthage. Souvenir Press Ltd, 1977;

Rex Warner. Thucydides, History of the Peloponnesian War. Penguin, Suffolk, 1985;

Christian Meier. Athens, a Portrait of the City in Its Golden Age. John Murray, London, 1999;

Гончарова Т. В. Еврипид. — М.: Молодая Гвардия, 1984.

Предлагаем дружбу: Twitter, Facebook, Telegram

Смотрите нас на youtube. Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости. Читайте в Яндекс Дзен наши материалы, не опубликованные на сайте

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

Реклама
Последние статьи

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНО грехи дикогокапиталистически рабского мира СПАСИБО ми скоро вернемся капитализм этому способствует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Реклама

Другие статьи автора

Рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: