Эрнест Шеклтон и его корабль
Фото: The Guardian

Ученые отправятся на поиски затерянного во льдах британского судна «Эндьюранс»

3307
6 июля 2021

Это будет вторая попытка исследователей найти обломки легендарного судна «Эндьюранс», которое затонуло в Антарктиде в 1915 году, сообщает The Guardian. Первая экспедиция была организована в 2019 году, но ее быстро свернули из-за экстремальных погодных условий. 

В 1914 году экспедиция под командованием британского исследователя Эрнеста Шеклтона отправилась на трехмачтовом парусном судне «Эндьюранс» в долгое плавание на юг с целью впервые в истории пересечь Антарктиду по суше пешком через Южный полюс. Однако спустя год судно было зажато в паковых льдах и начало незапланированный дрейф, который длился несколько месяцев. В результате оно оказалось раздавлено льдами и затонуло. Команде Шеклтона удалось спастись. 

После гибели «Эндьюранса» вся команда из 28 человек на льдинах и шлюпках по забитым льдами водам добралась до необитаемого и бесплодного острова Элефант, где организовала временную стоянку. Шеклтон считал, что поисковым отрядам даже не придет в голову заглянуть на этот остров, поэтому капитан и еще пять добровольцев решили действовать: на одиночной шлюпке они отправились за подмогой на китобойную базу, расположенную на острове Южная Георгия в 1520 км от Элефанта. В итоге добровольцы добрались до базы, получили помощь и спасли  оставшихся членов экипажа. 

Судно «Эндьюранс» Шеклтона
Фото: The Guardian: Судно «Эндьюранс» Шеклтона

Судно «Эндьюранс» затонуло у берегов Западной Антарктиды в море Уэдделла, предполагается, что его обломки покоятся на глубине 3000 метров. Хотя ученые и догадываются, где именно может находиться место кораблекрушения, добраться до него затруднительно из-за сурового климата и ледяного покрова. Однако последствия изменения климата в данном случае сыграли специалистам на руку. Сейчас в Антарктиде тают льды, что облегчает задачу по отправке поисковой экспедиции к месту гибели  «Эндьюранс». 

Первую попытку найти судно Шеклтона ученые предприняли в 2019 году, но после того как подводный аппарат исследователей оказался в “ловушке” подо льдом, миссию пришлось отменить. 

В начале 2022 года специалисты попытаются снова отыскать «Эндьюранс». Команда «Эндьюранс 22», в которую войдут морские археологи, эксперты по изучению льда и климата из разных стран мира, займется поиском, исследованием и подводными съемками места крушения судна. В путь экспедиция отправится из Кейптауна на южноафриканском ледоколе S.A. Agulhas II, способном преодолеть «самые опасные замерзшие воды и морские льды толщиной не менее 3 метров».

«Наш корабль — отчасти кувалда, отчасти бульдозер, отчасти острый нож», — говорит Менсун Баунд, британский морской геолог и один из членов будущей экспедиции. 

[Статья по теме: 200 лет со дня открытия Антарктиды. Что мы узнали о самом холодном материке Земли]

Для поиска обломков «Эндьюранс» команда ученых будет использовать подводных роботов Saab Sabertooth, оснащенных специальными датчиками, световыми приборами и камерами. Эти роботы созданы для исследований на большой глубине, они работают как в автономном, так и в ручном режиме, управлять ими можно с помощью оптоволоконных тросов.

«Если мы сможем найти место кораблекрушения, то проведем его 3D-сканирование с помощью лазеров. Все действие мы заснимем на камеру, а после покажем зрителям», — в интервью BBC News рассказал географ Джон Ширс.

Почему «Эндьюранс» представляет интерес для ученых? Специалисты считают, что обломки судна могли хорошо сохраниться из-за сильного холода, малого количества кислорода и отсутствия света. Возможно, часть его конструкции цела до сих пор. Есть надежда, что будущая экспедиция сможет найти фотопластины, оставленные австралийским фотографом Фрэнком Херли, который фотографировал поход Шеклтона, а также другие ценные артефакты.

Важная деталь: даже если ученые и найдут обломки «Эндьюранс» и его “сокровища”, притрагиваться к ним вряд ли будут. 

«Согласно Договору об Антарктике, корабль Шеклтона имеет историческое значение и признан памятником, поэтому беспокоить его нельзя, — объясняет Ширс. — Все что нам позволено, это провести фото- и видеосъемку, 3D-сканирование обломков, нанести место кораблекрушения на карту». 

Читайте нас в: Twitter, Facebook, Telegram

Смотрите нас на youtube. Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости, читайте в Яндекс Дзен наши материалы, не опубликованные на сайте.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: The Guardian

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

три + 13 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: