Фото: NASA / Слоистые осадочные породы, образующие гору Шарп. Снимок сделал марсоход Curiosity

Ученые: на протяжении восьми лет марсоход NASA исследовал не озерные, а наносные отложения

10 августа 2021

Группа геологов из университета Гонконга предположила, что большая часть геологического материала, исследованная за последние восемь лет марсоходом NASA Curiosity, на самом деле представляет собой песок и ил: эоловые отложения (которые принес ветер), после подвергшиеся химическому выветриванию. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в Science Advances.

В 2012 году NASA успешно доставило в марсианский кратер Гейл автономную химическую лабораторию Curiosity. Специалисты считали, что в этом кратере 3 миллиарда лет назад, возможно, существовало озеро, которое могло бы обладать благоприятными условиями для жизни микроорганизмов. С того времени марсоход проработал на поверхности Красной планеты чуть больше 3200 дней и провел ряд геологических анализов с помощью своего набора инструментов.

[Статья по теме: Зачем Китай отправил на Марс свой ровер]

Ученые из отдела наук о Земле университета Гонконга использовали снимки текстур горных пород, сделанные марсоходом, а также химические измерения и метод рентгеновской дифракции (XRD), позволяющий исследовать структуры вещества, чтобы выяснить, как изменения в составе марсианских горных пород могут быть связаны с геологическими процессами на Марсе. Проанализировав данные, специалисты предположили, что отложения, которые Curiosity исследовал на протяжении большей части миссии, на самом деле не донные, то есть они не образовались в озере, а представляют собой осадочный (диагенетический) материал и наносный, который появился в ходе выветривания.

Фото: NASA / Два изображения кратера Гейла. На изображении слева показана стандартная модель, согласно которой на дне кратера могло находиться большое озером (высотой ~ 4000 м). Изображение справа — модель китайских ученых. Она предполагает, что на дне кратера могли находиться лишь маленькие неглубокие озера. Большая часть осадков — эоловые отложения (которые принес ветер), после подвергшиеся химическому выветриванию. Звездочкой отмечено место посадки марсохода

«В кратере мы не нашли признаков изменения гидротермальных минералов, образованных взаимодействием воды и песка, — объясняет аспирант Цзячэна Лиу, один из авторов исследования. — На наш взгляд, то, что мы считали «влажной средой», которую исследовал Curiosity, — это результат выветривания, разрушения и переноса горных пород».

«Мы обнаружили очень важные химические структуры в породах, которые не смогли появиться, будь там древнее озеро, — говорит Джо Михальски, соавтор исследования. — Некоторые химические элементы могут быть “подвижными”, или легко растворяться в воде, а некоторые “неподвижными”, или, другими словами, на протяжении долгого времени оставаться в породах нетронутыми. Будет элемент “подвижным” или “неподвижным” зависит не только от его типа, но и от свойств жидкости, с которой он взаимодействует. Наши результаты показывают, что в материалах, собранных марсоходом, преимущественно встречаются “неподвижные” химические элементы, которые коррелируют друг с другом и сильно обогащаются на более высоких отметках в геологическом разрезе породы. Это указывает на процессы выветривания, происходящие в направлении сверху вниз».

В своей работе китайские ученые пишут, что осадконакопление на поверхности Марса, скорее всего, происходило в процессе выветривания, а не в водной среде.