Связь с редакцией: info@severnymayk.ru

SpaceX готовит свою сверхтяжелую ракету Starship к первому орбитальному полету и собирается принять клиентов «Роскосмоса»

За последние несколько лет частная аэрокосмическая компания SpaceX добилась значительных успехов в разработке Starship — многоразовой двухступенчатой системы сверхтяжелого класса. Первая ступень — ракетный ускоритель Super Heavy, будет использоваться только для взлета с Земли, вторая — космический пилотируемый корабль. 

Во-первых, компании удалось провести серию успешных испытаний опытных образцов корабля Starship; прототипы поднимались на заданную высоту и успешно приземлялись. С ноября 2019 по март 2022 года сотрудники SpaceX провели 12 испытаний прототипов корабля Starship, 7 из них были успешными (SN2, SN5, SN6, SN15; SN8, SN9, SN10 — частичный успех).  

Во-вторых, в 2021 году SpaceX успешно провела огневые испытания прототипа своего сверхтяжелого ускорителя Super Heavy. С первой попытки специалисты запустили три двигателя Raptor, установленных на ускорителе. 

В-третьих, в 2022 году компания испытала свои новейшие двигатели Raptor 2, все они успешно отработали при давлении в 300 бар. Тридцать три двигателя Raptor 2 (20 маршевых и 13 рулевых) будут стоять на ускорителе Super Heavy, еще шесть (3 маршевых и 3 рулевых) — на самом корабле. 

В конце марта глава SpaceX Илон Маск написал в своем твиттере, что его команда готова провести долгожданный испытательный орбитальный полет Starship в мае этого года. Ракета уже прошла тестовую заправку и находится в полной сборке. Напомним, что первоначально этот полет должен был состояться еще в 2021 году, но он неоднократно переносился. 

Ракета Starship на стартовой площадке
Фото: SpaceX / Ракета Starship на стартовой площадке

Свой твит Маск опубликовал 21 марта в ответ на статью журналиста CNBC Майка Шитца. В статье Шитц процитировал недавний отчет Quilty Analytics, где рассказывалось, как решение России разорвать связи с международной космической отраслью в ответ на санкции повлияет на космический сектор США. В отчете указывалось, что уход «Роскосмоса» с космического рынка сделает SpaceX «мировым победителем в запуске спутников», поскольку теперь к частной компании «придет больше клиентов».

По словам американского журналиста, пример такого «подарка» — компания спутникового интернета OneWeb. Компания договорилась со SpaceX о запусках своих спутников с помощью ракет SpaceX вместо ракет «Роскосмоса». Илон Маск в своем твиттере написал, что не ожидал резкого повышения спроса на космические услуги SpaceX, потому что “итак, больше половины всех запусков спутников приходится на носители компании”.

«Изначально мы планировали, что на SpaceX будет приходиться 65% доли рынка пусковых услуг, — цитирует Илона Маска издание Universe Today. — Уход России с рынка, вероятно, увеличит этот показатель до 70%». Предприниматель поясняет, что дополнительная нагрузка на компанию незначительная и она не повлияет на разработку носителя Starship, испытательный орбитальный полет которого запланирован на май. Решение SpaceX испытать носитель в мае вызвано успешной проверкой новых двигателей Raptor 2. 

Жидкостный ракетный двигатель Raptor 2 — улучшенная версия Raptor 1, она гораздо мощнее. Выпускать новую версию начали в декабре 2021 года, эти двигатели производят на заводе SpaceX в Центральном Техасе. В феврале Илон Маск рассказал, что Raptor 2 выдает тягу 230 тонн-сил (2 255 кН) над уровнем моря, вместо 185 тонн-сил (1 814 кН) у Raptor 1. Маск оценивает, что, исходя из текущих объемов производства двигателей Raptor 2, а по состоянию на март 2022 года их выпускают 7 штук в неделю, к апрелю у компании будет готово 39 двигателей.   

Такого количества Raptor 2 достаточно, чтобы оборудовать ими Starship. Тридцать три двигателя установят на Super Heavy, еще шесть на сам космический корабль. 

Фото: SpaceX / Сопла прототипа Starship SN8, части ракетных двигателей Raptor
Фото: SpaceX / Сопла прототипа Starship SN8, части ракетных двигателей Raptor

«Нужно несколько недель, чтобы полностью установить все двигатели, система Starship должна быть готова к полету не позже мая», — объясняет Маск. Однако, учитывая, что в своих прогнозах предприниматель не раз ошибался, вполне вероятно, испытательный полет может быть перенесен на 1-2 месяца.

Схема полета и планы

Согласно документу SpaceX, который компания подала в Федеральную комиссию по связи США (FCC) в 2021 году, разделение корабля Starship и ускорителя Super Heavy должно произойти на 170 секунде полета. После ускоритель приводнится в Мексиканском заливе примерно в 32 км от берега. Starship продолжит полет, корабль достигнет высоты 200 км над уровнем моря, совершит почти полный виток вокруг планеты, а после начнет снижение. Корабль должен будет приводниться примерно в 100 км от побережья гавайского острова Кауаи.

[Статья по теме: К пуску готовят сразу два носителя сверхтяжелого класса]

Если испытания пройдут успешно, сверхтяжелая ракета будет готова к первым коммерческим полетам, включая запланированный на 2023 год облет Луны. Речь о проекте #dearMoon — космическом полете японского миллиардера Юсаку Маэдзава на борту корабля Starship. Также планируется, что в рамках миссии Artemis 3 («Артемида 3»), намеченной на 2025 год, звездолет SpaceX доставит на поверхность Луны астронавтов, впервые со времен последней миссии программы «Аполлон», которая состоялась в 1972 году.

Кроме того, Илон Маск неоднократно заявлял, что собирается использовать связку Starship и Super Heavy для регулярных полетов к Луне и Марсу. Глава SpaceX хочет доставлять на Красную планету людей и грузы, чтобы построить там первую обитаемую колонию.

Смотрите нас на youtube. Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости, читайте в Яндекс Дзен наши материалы, не опубликованные на сайте 

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

Реклама
Последние статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Реклама

Другие статьи автора

Рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: