Боги Китая

Предлагаем нашим читателям погрузиться в мифологию и религию Древнего Китая и познакомиться с божествами, которым китайцы поклонялись веками. 

При написании этого материала автор использовал следующие источники:

1. Статью Эмили Марк «Most Popular Gods & Goddesses of Ancient China», опубликованную на сайте World History Encyclopedia;

2. Книгу Трентона Кэмпбелла «Боги и богини Древнего Китая» (Gods & Goddesses of Ancient China), 2014 г.;

3. Книгу Леонарда Эверетта Фишера «Боги и богини Древнего Китая» (Gods & Goddesses of Ancient China), 2003 г.

Востоковед Эмили Марк, ссылаясь на исторические документы и результаты археологических раскопок, пишет, что в даосском пантеоне насчитывается более 1000 божеств. Среди них боги, богини и духи, как добрые, так и злые.

В каждом городке, деревушке поклонялись Тудигонгу — опекающему духу, его часто называли «дедушкой». Это дух местности, он оберегал либо дом, либо храм, мост, кладбище, поле.

Статуя Тудигонга
Фото: Wiki / Статуя Тудигонга

Помимо опекающих духов, Древний Китай «населяли» добрые духи природы Куэй-Шен, а также демоны, часто причинявшие вред людям — гуй (или гуэй, куэй, гуи, куи).

Куэй-Шен обитали на деревьях или у ручьев и заведовали китайскими садами. Они никогда не были людьми, их изначально создали духами.

Гуй — души умерших людей, тех, кто совершил самоубийство, либо кого убили. Это злые духи. Человек, ставший гуем, возвращался в мир живых и причинял людям вред, чаще всего, своим мучителям. Гуй похож на человека, но у него нет подбородка, он не отбрасывает тени и умеет внезапно становиться невидимым; гуй превращается в животных и в человека, чтобы завлечь ничего не подозревающего путника и убить. Чтобы умилостивить гуя, китайцы придумывали специальные ритуалы, заклинания, религиозные обряды.

В мифологии Древнего Китая были и герои — святые, которые становились такими после смерти. Яркий пример — группа даосских святых мудрецов Ба Сянь, или «Восемь бессмертных». Согласно древнекитайской мифологии, эти мудрецы жили в разные времена, каждый из них владел сверхъестественными способностями. Кто-то ходил по воде, кто-то превращался в животное. Однажды, повелительница Запада Си-ван-му наградила мудрецов бессмертием, и с тех пор они живут рядом с богами. 

Каждый из «Восьми бессмертных» олицетворял конкретное состояние человеческого существования: мужской либо женский пол, старость, юность, бедность, богатство, благородство и ничтожество.

Китайцы молились Ба Сянь, как и другим божествам, а также почитали их наравне с духами предков.

Древнекитайские божества обитали в священных местах — во дворцах на вершинах Священных гор: Куньлунь, горы Тай, Нефритовой горы, горы Пэнлай; последняя — остров-гора “далеко в море”, это обитель бессмертных. С вершины гор боги наблюдали за людьми и вели учет “хороших и плохих поступков”. Каждое божество играло важную роль как в жизни отдельного человека, так и в жизни империи.

Из всех божеств Древнего Китая ученые выделяют группу, которая считается старейшей и самой почитаемой китайцами. Такие выводы сделаны на основе древних писаний и предметов, найденных в ходе археологических раскопок. 

Ниже представлены боги и богини в том порядке, в котором появляются в китайских источниках: от самых ранних упоминаний, до самых поздних.  

Дракон

Дракон — древнейшее изображение божества, найденное в Китае. Впервые появляется на глиняной посуде, которую археологи обнаружили во время раскопок поселения неолита в деревне Баньпо в 50-е годы прошлого века. Эта посуда изготовлена между 4500-3750 гг. до н.э. В Древнем Китае дракон считался символом соединения энергий Инь и Ян и изначально рассматривался как “уравновешивающая и справедливая сила.

Изображения дракона Инлуна
Фото: Wiki / Изображения дракона Инлуна

Самый почитаемый дракон в древнекитайской мифологии — Инлун; его почитали как владыку драконов, а еще как повелителя дождя и воды: он накапливал воду и изливал ее дождями. Поклонялись Инлуну рыбаки и моряки, иногда крестьяне, но только когда сильно нуждались в дожде. Этого дракона часто изображали в виде мудреца с солнечным диском за головой, наблюдающим за лодкой с людьми. 

Шанди (Шан-ди)

Верховный владыка, бог закона, порядка и справедливости, правитель Вселенной, небес, земли, подземного мира. Также известен как Нефритовый император, Желтый император, Юй-ди. Некоторые ученые полагают, что Нефритового Императора не стоит отождествлять с Шанди, так как первый может быть другим божеством, но это не популярная в научном мире точка зрения. 

Изображение Нефритового императора - одного из главных божеств в традиционной китайской религии
Фото: Wiki / Изображение Нефритового императора — одного из главных божеств в традиционной китайской религии

Шанди считали родоначальником китайцев. Китайцы верили, что Шанди подарил людям культуру, обучил их сельскому хозяйству и боевым искусствам; управлял погодой, временами года, другими богами и вершил человеческие судьбы. Этому богу поклонялись во времена династии Шан (1600-1046 гг. до н.э). Шанди входил в группу легендарных властителей Китая, правивших страной между ок. 2852-2070 гг. до н.э. В истории группа известна под названием Три властителя и пять императоров”, ее представителей считали полубогами.

В годы правления династии Чжоу (ок. 1046–226 до н. э.) Шанди заменили другим божеством, который выполнял аналогичные функции — Тянь, однако в период Сражающихся царств (476–221 до н. э), Шанди вернули в пантеон и ему вновь стали поклоняться.

Повелительница Запада

Царица-мать Западного рая и богиня бессмертия Си-ван-му. Повелительница бессмертных духов мистической страны Сихуа. Жила в золотом замке в горах Куньлунь; крепость окружал ров с волшебной водой, в которой даже “волос мог утонуть”. Ров защищал Императорский персиковый сад Си-ван-му, в котором “соки плодов давали бессмертие тому, кто их выпьет”.

Китайцы изображали богиню в двух вариантах. В первом — как красивую женщину с острыми зубами и хвостом леопарда. Во втором — как старуху с горбатой спиной и зубами тигра. В какой ипостаси предстанет Си-ван-му почитателю, зависело от настроения богини. 

Последователей Си-ван-му награждала вечной жизнью, а тех, кто ее злил, наказывала.

Во времена династии Хань (202 г. до н.э. —  220 г. н.э) культ Си-ван-му стал достаточно популярным и императоры возводили в честь богини храмы. 

Гуаньинь

Гуаньинь — богиня сострадания и милосердия. Сперва почиталась в Индии под именем богини мудрости и сострадания Тары, которая родилась из слез бодхисаттвы Авалокитешвары и считается его женским воплощением. В Китай образ этого божества попадает из Индии вместе с торговцами по Великому шелковому пути во времена династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э). 

Деревянная фигурка богини Гуаньинь, XII в, Китай
Фото: Wiki / Деревянная фигурка богини Гуаньинь, XII в, Китай

Согласно древнекитайским легендам, земным воплощением Гуаньинь была Мяо Шань — дочь жестокого правителя, который хотел выдать ее замуж за богатого священника против воли девушки. Принцесса поставила условия отцу, что выйдет замуж, если брак облегчит три несчастья: страдания людей от старения, страдания людей от болезней и страдания от смерти. Если же брак окажется бессильным, Мяо Шань предпочтет уйти в храм. Когда отец спросил дочь, кто может помочь справиться этим, девушка ответила, что врач. Но правитель рассердился, потому что не хотел выдавать девушку за человека такого “неблагородного происхождения”, и ответил, что ни один брак не способен положить конец таким страданиям. 

Девушке разрешили вместо замужества отдаться религии и уйти трудиться в храм, однако отец позаботился о том, чтобы дочери досталась самая тяжелая работа. Мяо Шань была добрым человеком, поэтому на доброту откликнулись животные, которые обитали вблизи храма; звери помогли девушке справиться с самым трудным делом. Когда же правитель понял, что козни не приносят плоды, он решил сжечь храм, но Мяо Шань потушила огонь голыми руками. Тогда отец приказал казнить дочь и приказ немедленно привели в исполнение. Когда Мяо Шань попала в ад, девушка “высвободила” все добро, которое накопилось внутри, и попыталась превратить это место в рай. Бог смерти и ада Яма успел отправить девушку обратно в мир живых прежде, чем Мяо Шань окончательно разрушила царство мертвых. Принцесса поселилась во дворце на одной из вершин Священных гор, откуда наблюдала за людьми.

Мяо Шань стали почитать моряки и рыбаки, так как, по поверьям, она часто помогала тем, кто попал в беду на своих лодках.

Яньло-ван

Яньло-ван, или Яма — бог смерти и властелин ада. Правитель загробного мира, судья, определяющий судьбу умерших: он решает, будет ли душа наказана за преступления, которые человек совершил при жизни, будет ли жить с богами или же переродится в новом теле. 

[Статья по теме: «Сериал «Викинги»: правда и вымысел»]

Легенда гласит, что однажды на суд к Яньло-вану явился солдат Ян, причинивший за свою короткую жизнь много страданий и несчастий людям. Бог смерти спросил молодого человека, как за столь короткое время ему удалось наворотить столько ужасных дел. Ян клялся, что ни в чем не виноват и не сделал ничего плохого. Владыка подземного царства приказал принести книгу с деяниями душ, в которой записаны дата и время плохих поступков Яна, а также имена людей, погибших от рук солдата. Молодой человек все отрицал, но обмануть бога ада ему не удалось. Вдруг из ниоткуда появилась огромная рука, которая схватила душу воина и раздавила. 

Китайцы говорили: “избежать наказания за свои грехи можно на земле, но не на суде Яньло-вана”.

Китайского бога ада изображали с головой быка и лошадиной мордой.

Нюйва и Фу Си

Некоторые ученые считают божеств Нюйву и Фу Си первой божественной супружеской парой в китайском пантеоне. Богиню Нюйву почитали как создательницу человечества, а бога Фу Си как создателя письменности. 

В начале великого Творения первой появилась Нюйва, чтобы исправить все ошибки и сделать мир идеальным. Нюйва построила дворец и поселилась там со своим братом и мужем Фу Си. Когда богине стало одиноко, из грязи Желтой реки Нюйва создала людей и вдохнула в них жизнь. Богиня создала много людей, а когда утомилась, придумала брак, чтобы “люди могли сами себя воспроизводить”. Но человек ничего не знал и ничего не умел делать, поэтому Фу Си подарил ему огонь, письменность, музыку. Научил ловить рыбу, приручать диких зверей, а еще научил искусству гадания, чтобы люди “знали, что их ждет в будущем и могли принимать правильные решения”

Китайцы изображали божественную пару в виде людей-драконов: иногда с человеческой головой и телом дракона, иногда с телом человека (до талии), ногами и хвостом дракона. На изображениях боги смотрят либо друг на друга, либо в противоположные стороны. 

Цай-Шэнь

Бог процветания. Один из самых почитаемых богов в Древнем Китае и остается таким по сей день. Статуи Цай-Шэня стоят во многих домах китайцев по всему миру. Обычно этого бога изображают в виде сидящего богатого человека в одеянии сановника и держащего в руках монеты. Цай-Шэнь бог не только материальных благ, но и счастливой жизни, которая подразумевала хорошую семью и стабильную работу.

Цай-Шэнь щедр к последователям, но он далеко не глуп. Получить благословение этого бога может только тот человек, который докажет, что достоин щедрости: почитатель должен усердно трудиться и регулярно молиться. Ученые предполагают, что в Древнем Китае чаще всего возводили храмы именно Цай-Шэню. 

Чанъэ

Богиня Луны, наиболее частое упоминаемое божество в китайской литературе. Супруга героя китайских мифов, лучника Хоу И (также известен как стрелок И).

Гравюра на дереве японского художника Цукиока Ёситоси. Здесь изображена богиня Чанъэ
Фото: Wiki / Гравюра на дереве японского художника Цукиока Ёситоси. Здесь изображена богиня Чанъэ

Согласно мифам, Чанъэ предала супруга, украв у него эликсир бессмертия, который подарили Хоу И боги, выпила снадобье и улетела на Луну. Там, пытаясь спрятаться от мужа, богиня превратилась в жабу. Чанъэ надеялась, что пробудет жабой короткое время: пока не пройдет гнев Хоу И. Но в таком облике она находилась слишком долго, и не смогла вернуть свое человеческое тело. При жизни пара больше так и не увиделась, Хоу И после своей смерти вознесся на Солнце, а Чанъэ продолжила жить на Луне. 

Легенде о Чанъэ и Хоу И посвящен Праздник середины осени, или Праздник Луны. Согласно поверьям, раз в год 15-го дня 8-го месяца, муж и жена встречаются на ночном небе, отчего Луна становится яркой. В этот день люди выходят на улицу, чтобы созерцать Луну, едят традиционную китайскую выпечку Юэбин и обмениваются подарками. 

Меньшэнь

Свирепый воин, страж дверей, который защищает дом от злых духов. 

Стражи дверей Меньшэнь. В Китае богов часто рисовали по обеим сторонам дверного проема, чтобы защититься от злых демонов или призраков
Фото: Flickr / Стражи дверей Меньшэнь. В Китае богов часто рисовали по обеим сторонам дверного проема, чтобы защититься от злых демонов или призраков

Божество Меньшэнь появляется в китайском пантеоне во времена правления династии Тан (618–901 гг. н.э). Существует легенда, которая объясняет, как появился этот бог. Однажды императора Тай-цзуна (правил в 626-649 гг. н.э) по ночам стали мучить кошмары, отчего правитель плохо спал. Кошмары были настолько реальными, что Тай-цзун думал, будто ужасы происходят наяву. Император обратился к лекарю за помощью, врач объяснил, что причина плохого сна в злых духах. Тогда император приказал двум лучшим воинам охранять двери своих покоев во время сна, владыка думал, что солдаты защитят его от злых духов. Это помогло, Тай-цзун стал лучше спать. Через некоторое время правитель повелел заменить живых солдат нарисованными — нанести на дверь покоев цветные изображения стражей, так как считал, что рисунки обладают магической силой и способны противостоять духам не хуже настоящих воинов. 

Весть о стражах императорских покоев распространилась по Китаю, и люди стали повторять за императором: рисовать на дверях комнат изображения свирепых воинов. 

Паньгу

В древнекитайской мифологии бог Творения и первый человек на Земле; изображался в виде волосатого карлика с рогами.

Изображение Паньгу из китайской энциклопедии лейшу XVII в. Санкай Тухуэй (Sancai Tuhui)
Фото: Wiki / Изображение Паньгу из китайской энциклопедии лейшу XVII в. Санкай Тухуэй (Sancai Tuhui)

Согласно китайским мифам, изначально Вселенная представляла тьму и бесформенный хаос. Со временем в хаосе возникло вселенское яйцо, из которого позднее вылупился Паньгу. Считается, что взмахом топора Паньгу отделил Инь от Ян и сотворил мутную часть — землю (Инь) и светлую часть — небо (Ян). Чтобы Инь и Ян не соединились, Паньгу ежедневно отталкивал небо от земли. Когда бог удостоверился, что земля и небо больше не соединятся, Паньгу начал добавлять к своему творению детали: горы и долины, которые он создал в соответствии с принципами Инь и Ян. Бог трудился над новыми творениями тысячи лет, пока они не стали совершенными, закончив свою работу, Паньгу умер. 

Левый глаз Паньгу стал Солнцем, а правый — Луной. Дыхание бога превратилось в ветер, а кровь — в реки и ручьи. Блохи с тела Паньгу — в животных, волосы — в леса и кусты, голос — в гром. Руки и ноги образовали четыре стороны света, из зубов и костей появился металл, из костного мозга — минерал нефрит*

Спустя много столетий после смерти Паньгу на свет появились Нюйва, сотворившая людей, и Фу Си, который научил человека выживать в мире, созданном Паньгу.

*В Китае нефрит ценился выше золота, люди верили, что этот минерал оказывает целительное действие и приносит благополучие, а еще, что с его помощью можно общаться с богами. В религии Древнего Китая этот камень играл роль посредника между земным и небесным миром.

Смотрите нас на youtube, читайте в Telegram. Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник:

Всего комментариев: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email не будет опубликован.

два × 4 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: