Галерея

Главные события в 64-летней истории NASA — в фотографиях

26 октября 2022
Фото: NASA / Астронавт Юджин Сернан за рулем луномобиля
Луномобиль

В середине октября в Англии вышла книга британского документалиста Билли Шварца OUT OF THIS WORLD — Historic Milestones in NASA’s Human Space Flight («Вне этого мира — значимые события в истории пилотируемых космических полетов НАСА»).

Шварц собрал и опубликовал фотографии, на которых запечатлены важные события в исследовании космоса: от запуска миссии «Аполлон» до запуска телескопа «Джеймс Уэбб». Многие из опубликованных фото редкие и практически никогда не появлялись в печати. Также в своей книге Шварц приводит цитаты астронавтов и других сотрудников NASA, которые работали на передовой космических исследований с 1958 года, то есть с момента основания агентства.

Мы публикуем лишь часть снимков из 300-страничного труда Шварца. Все снимки взяты с сайта The Guardian.

Шимпанзе Хэм перед испытательным суборбитальным полетом. На фото его везут к капсуле №5 ракеты-носителя «Меркурий-Редстоун-2».

Шимпанзе Хэм
Фото: The Guardian, NASA / Шимпанзе Хэм

31 января 1961 года Хэм совершил успешный испытательный суборбитальный полет в рамках программы «Меркурий», это была репетиция перед первым суборбитальным полетом американца Алана Шепарда.

Запуск ракеты-носителя «Меркурий-Редстоун-3» (MR-3) с мыса Канаверал в рамках первого пилотируемого космического полета США, 5 мая 1961 года.

Запуск ракеты-носителя Меркурий-Редстоун-3
Фото: The Guardian, NASA / Запуск ракеты-носителя Меркурий-Редстоун-3

В ходе этой миссии астронавт Алан Шепард совершил 15-ти минутный суборбитальный полет на корабле Freedom 7.

Старт ракеты-носителя Titan II GLV GT-2 с космическим кораблем  «Джемини-2» на борту, 19 января 1965 года.

Старт ракеты-носителя Titan II GLV GT-2
Фото: The Guardian, NASA / Старт ракеты-носителя Titan II GLV GT-2

Это был беспилотный полет, в ходе которого проверялись все системы корабля, ракеты-носителя и системы мягкой посадки. Кроме того, оттачивались наземные команды, необходимые перед первым пилотируемым космическим полетом в рамках программы «Джемини».

След на Луне, оставленный астронавтом Нилом Армстронгом во время миссии «Аполлон-11», 20 июля 1969 года.

След на Луне
Фото: The Guardian, NASA / След на Луне

«Аполлон-11» — первый в истории человечества пилотируемый полет в ходе которого астронавты высадились на Луну. На лунную поверхность ступили Нил Армстронг и Базз Олдрин. В это время другой астронавт Майкл Коллинз находился внутри командного модуля на окололунной орбите.

Разгонный блок-мишень «Аджена-XI» после стыковки с космическим кораблем «Джемини-11», 14 сентября 1966 года.

Разгонный блок-мишень Аджена-XI
Фото: The Guardian, NASA / Разгонный блок-мишень Аджена-XI

Стыковку с мишенью осуществил астронавт Ричард Гордон: он вышел в открытый космос и с помощью троса соединил «Аджену» с кораблем.

[Статья по теме: Лучшая подборка снимков космоса, сделанных телескопом «Джеймс Уэбб»]

Американские астронавты иногда использовали «Аджену» как мишень для отработки сближения и стыковки в космосе с пилотируемыми кораблями программы «Джемини».

Вид на Мексиканский залив с борта космического корабля «Аполлон-7», октябрь 1968 года. Снимок сделан с высоты 222 км во время 134-го витка корабля вокруг планеты, через 213 часов и 19 минут после старта.

Вид на Мексиканский залив с борта Аполлон-7
Фото: The Guardian, NASA / Вид на Мексиканский залив с борта Аполлон-7

Член экипажа «Аполлона-17» Юджин Сернан за рулем луномобиля, на котором астронавт катается вокруг лунного модуля, 11 декабря 1972 года.

Член экипажа «Аполлона-17» Юджин Сернан за рулем луномобиля
Фото: The Guardian, NASA / Член экипажа «Аполлона-17» Юджин Сернан за рулем луномобиля

«Аполлон-17» — 11-й пилотируемый полет программы «Аполлон». Во время этой миссии люди высадились на Луну в шестой и последний раз.

Старт шаттла «Колумбия» со стартовой площадки 39A космического центра имени Джона Кеннеди, 12 апреля 1981 года.

Старт шаттла Колумбия
Фото: The Guardian, NASA / Старт шаттла Колумбия

Полет «Колумбии» проходил в рамках миссии STS-1. Это был  первый испытательный космический полет многоразового транспортного космического корабля и первый пилотируемый космический полет, осуществленный США после шестилетнего перерыва.

Именно полет «Колумбии» в 1981 году положил начало новой эре пилотируемой космонавтики. Тогда на борту корабля находились астронавты Джон Янг и Роберт Криппен.

Астронавты Стори Масгрейв (слева) и Дональд Питерсон (справа) “плавают” в открытом космосе вблизи грузового отсека шаттла «Челленджер», апрель 1983 года.

Фото: The Guardian, NASA / Астронавты Стори Масгрейв (слева) и Дональд Питерсон (справа) “плавают” в открытом космосе вблизи грузового отсека шаттла Челленджер

Это был первый полет «Челленджера» (STS-6). В ходе него астронавты впервые вышли в открытый космос из шаттла.

Один из членов экипажа шаттла «Атлантис» (миссия STS-115) устанавливает ферменную конструкцию Р3/Р4 на МКС во время первого из трех запланированных выходов в открытый космос, 12 сентября 2006 года.

Фото: The Guardian, NASA / Один из членов экипажа шаттла Атлантис устанавливает ферменную конструкцию Р3/Р4 на МКС

Это был 19 полет по программе МКС и вторая после более чем трехлетнего перерыва, вызванного катастрофой шаттла «Колумбия», миссия по дальнейшему строительству МКС. В ходе этой миссии астронавты впервые установили на космическую станцию ферменную конструкцию Р3/Р4 — эта конструкция необходима для негерметичного хранения грузов, установки радиаторов, солнечных батарей, различного оборудования.

Первая 360-градусная панорама места посадки марсохода «Кьюриосити» в кратере Гейла на Марсе. Создана из снимков, которые марсоход сделал в августе 2012 года.

Панорама Марса