С точки зрения логики желание оставить после себя наследие — бессмыслица. Человек тратит много времени и сил на создание материальных и духовных ценностей, которые, как он думает, навеки сохранят память о нем. Возникает вопрос — зачем? Ведь такая тактика не дает никаких преимуществ: после смерти человек ничего не увидит, ничего не получит, ничего не почувствует. Какая разница мертвому, что о нем будут думать и как вспоминать? Одни исследователи полагают, что стремление оставить наследие может быть результатом когнитивных искажений, другие, наоборот, считают, что это «закономерно выработанный механизм», который помогает решить ряд проблем в обществе. Разбираемся в деталях.
Представим две ситуации.
Первая. Ваша жизнь наполнена смыслом, любовью, вы богаты и живете беззаботно. Однако после смерти о вас раскрывается нечто ужасное (что может быть и неправдой) — люди начинают вспоминать вас с презрением и ненавистью.
Вторая. У вас непростая жизнь, вы постоянно сталкиваетесь с трудностями. Вы небогатый человек и при этом безызвестный. Но после вашей смерти выясняется, что вы были невероятно талантливым художником. Теперь ваше имя навеки вошло в историю. Вас вспоминают с улыбкой и восхищаются вашими работами.
Какой из двух сценариев вы бы хотели прожить? Если второй, поздравляем, вы попали в группу большинства. Так, по мнению психолога-эволюциониста Бретта Ваггонера из Университета Отаго (Новая Зеландия), отвечало большинство респондентов, когда он проводил этот эксперимент на большой выборке людей. Такой ответ может выглядеть нелогичным, но он хорошо показывает озабоченность человека наследием, которое останется после него.
Во все времена, независимо от культуры, люди действовали схожим образом. Они стремились вписать свои имена в историю, начиная от создателей Пирамиды Хеопса в Гизе и заканчивая учеными, художниками, писателями, спортсменами, меценатами, которые делали научные открытия, создавали произведения искусства, ставили спортивные рекорды и занимались благотворительностью. Тем не менее, такое поведение можно считать чем-то вроде парадокса. Зачем тратить так много времени и сил на то, что сделает вас хорошим в глазах живых, когда вы умрете? Ведь никаких преимуществ подобная тактика вам не принесет.
Исследователи, которые пытаются ответить на этот вопрос, пришли к некоторым неожиданным выводам. Одни предположили, что стремление к наследию дает индивидам эволюционное преимущество. Другие видят в этом своего рода сбой в мышлении — ошибку, основанную на различных когнитивных искажениях. Однако чем больше ученые занимаются этой темой, тем чаще они говорят, что желание человека оставить после смерти хорошие воспоминания — гораздо больше, чем просто самовозвеличивание. При правильном подходе, говорят исследователи, такое желание можно использовать во благо, с его помощью можно решить целый ряд глобальных проблем, включая изменение климата, потерю биоразнообразия и даже социальное неравенство.
Статья по теме: Что происходит с человеком, когда он умирает?
Люди, как и любой другой биологический вид на Земле, зачастую оставляют после себя генетическое наследие, проще говоря, потомство. Если человек успешно размножается, его гены передаются дальше потомкам и в какой-то степени он продолжает жить. Такой сценарий разворачивается на нашей планете уже более 3,5 миллиардов лет, с тех пор как появились первые живые организмы. С одной стороны, человеку свойственно эволюционное желание продолжить свой род, ведь, если бы так не происходило, Земля оказалась бы безжизненной планетой. С другой, параллельно с генетическим наследием, у человека возникает стремление и к иной, более символической форме наследия, которая, на первый взгляд, никак не связана с продолжением рода — своими поступками оставить после себя хорошие воспоминания.
Возможно, такое желание как-то связано с тем, что человек слишком сильно осознает собственную смертность, в отличие от других животных. Человек прекрасно понимает, что однажды умрет, в таком случае, говорят некоторые эволюционные психологи, появляется веская причина задуматься о посмертной репутации, которая может повлиять на репродуктивный успех ваших детей, внуков и правнуков. «Хорошее наследие» предка, может увеличить шансы его потомков найти себе пару и размножиться; иными словами, репутация предка» может дать его потомку «дополнительные баллы» в конкурентной борьбе за внимание потенциального партнера.
Эта идея родилась не на пустом месте, она подкреплена рядом научных работ. Психолог-эволюционист Джесси Беринг из Университета Отаго провел исследование (сейчас работа готовится к печати) и выяснил, что на выбор партнера для свидания сильно влияла история его семьи. Привлекательность потенциального партнера в глазах респондентов резко падала, если те узнавали, что близкие родственники этого человека совершили какое-либо серьезное преступление.
«Получается, что люди несут не только генетическое наследие своих предков, но и бремя социального — дурных поступков их родственников», — объяснил Беринг.
В 2015 году вышло другое исследование, которое подкрепляет идею о посмертной репутации как залога репродуктивного успеха. В своей работе ученые показали, что хотя люди и желают оставить после себя «хорошее наследие», гораздо сильнее они стремятся не оставить «плохое».
Теория управления страхом смерти
Идея о том, что люди стремятся оставить после себя наследие, чтобы обеспечить своим потомкам дополнительные шансы в конкурентной борьбе за внимание потенциального партнера, звучит разумно, но эта гипотеза не учитывает другое последствие смертности — страх.
В социальной психологии есть термин «теория управления страхом смерти». Эта теория гласит: знание о том, что мы умрем, в сочетании с желанием жить создает внутренний конфликт, и, чтобы справиться с ним, люди разработали определенные системы убеждений. Некоторые специалисты полагают, что этот конфликт порождает экзистенциальный страх, благодаря которому появились религия и культура.
Одна из главных религиозных концепция утверждает, что душа человека бессмертна, внутреннее «я», его личность, не умирает одновременно со смертью тела, а продолжает существовать в иной форме и в ином месте. Если человек верит в загробную жизнь, желание оставить «хорошее наследие» имеет некоторый смысл, потому что такой человек после смерти гипотетически может «наблюдать за всем с небес».
Но во многих странах значительное число людей атеисты и они не верят в загробную жизнь. Тогда что же побуждает их оставлять наследие? Теория управления страхом смерти могла бы объяснить это поведение тем, что люди таким образом пытаются смягчить тревогу от осознания неминуемой смерти и через наследие создать своего рода «символическое бессмертие».
Когда человек стареет, он старается как можно чаще взаимодействовать с молодым поколением, думая, что так он сможет передать им свои ценности и убеждения, которые когда-то сослужили ему хорошую службу. Ученые полагают, осознание того, что новое поколение будет строить свою жизнь, опираясь в том числе на его опыт, дает человеку нечто вроде психологического успокоения от осознания смертности. С этой точки зрения наследие в какой-то мере помогает смириться с неизбежностью конца жизни.
Некоторые психологи приводят и более простое объяснение стремлению оставить после себя память — возможно, в глубине души у большинства людей сформировано какое-то представление о жизни после смерти, а значит, такие люди могут верить, что их наследие и после смерти никуда от них не денется.
Психолог Ваггонер Беринг и его коллеги провели серию экспериментов, которые, как утверждают ученые, показали, что вера в продолжение существования сознания после смерти может быть «состоянием по умолчанию» для многих людей.
Например, в одном эксперименте дети смотрели кукольное представление, в котором кукла-аллигатор «съела» антропоморфную куклу-мышь. Трехлетние и четырехлетние дети, хотя и осознавали, что у мертвой мыши больше не было физической оболочки, считали, что у мыши все еще остались эмоции после того, как она оказалась «в животе» у крокодила. Такие же результаты в аналогичных экспериментах показывали дети чуть постарше, причем, как в религиозных школах, так и в светских. Психологи предположили: вера в то, что сознание не перестает существовать после смерти, не приобретенное состояние, а врожденное; и различные религиозные системы используют эту особенность человеческого мышления в своих интересах.
Стоит отметить, что эксперименты Беринга достаточно спорные, ведь дети могли не знать, что такое смерть вообще, и поэтому экстраполировали (переносили) свои знания о живых на мертвых. Кроме того, дети могли впитать убеждения родителей либо близких родственников и таким образом показывать в опытах не свое «состояние по умолчанию», а убеждения своих родных.
Посмертная репутация
Вера в загробную жизнь — не единственный аспект, который рождает у людей стремление оставить после себя наследие.
Антропологи утверждают, что жизнь в группах для наших далеких предков была эволюционным преимуществом, которое позволило им выжить и развиться. Человек — социальное животное, ему очень важны социальные контакты, потому что от них зависит его физическое и эмоциональное благополучие.
Исследования показывают, когда человек понимает, что его поступок высоко оценят в обществе, он испытывает удовольствие, потому что в мозге активируется «система вознаграждения» — несколько структур, связанных нервными клетками, которые «общаются» с помощью дофамина (гормона «счастья»). Например, некоторые люди могут испытывать радость, когда жертвует деньги на благотворительность, даже не смотря на то, что их пожертвование не даст им никакой материальной выгоды. Стремление оставить наследие может быть частым случаем этого эволюционного механизма. С одной стороны, нелогично желать того, чтобы тобой восхищались после смерти, с другой — сама работа по созданию наследия может доставить счастье.
На первый взгляд, стремление к наследию кажется довольно эгоистичным — потому что человек думает только о себе. Тем не менее, некоторые исследователи полагают, что желание индивида оставить после себя хорошие воспоминания можно было бы использовать на благо всего человечества. С его помощью специалисты предлагают решить ряд проблем, таких как изменение климата, сокращение биоразнообразия и имущественное неравенство.
Кимберли Уэйд-Бенцони из Университета Дьюка (США) считает, что стремление к наследию может помочь людям преодолеть некоторые психологические механизмы, которые подрывают способность общества решать долгосрочные проблемы.
«Человек не готов стараться, если понимает, что вознаграждение за свою работу он получит не прямо сейчас, а через длительное время. Поэтому он неохотно предпринимает какие-то действия, например, жертвует деньги. Но если подменить систему вознаграждения стремлением к наследию, взгляды человека поменяются, он будет что-то делать с гораздо большим энтузиазмом. Десятилетние исследования показали, что стремление к хорошему наследию может позволить людям активнее действовать в решении глобальных проблем, иными словами, предпринимать усилия в настоящем, чтобы будущие поколения оценили поступки этих людей», — пояснила Уэйд-Бенцони.
Коллективное наследие
Если человеку показать кадры автомобильной аварии или попросить пройти мимо кладбища, скорее всего, у него появится страх смерти. Когда люди таким образом осознают свою смертность, это усиливает их внутригрупповую идентичность. В результате их представление о конечном «получателе» их наследия, в первую очередь, будет связано с теми, кто принадлежит к их группе, – например, их семьями. Но когда люди размышляют о своей смерти более обширно, это вызывает иную реакцию.
Уэйд-Бенцони и ее коллеги попросили участников эксперимента рассказать о своем «накопленном» наследии, прежде чем выполнить основное задание, в котором они должны были якобы перед своей смертью распределить свои богатства между знакомыми и незнакомыми людьми. Выяснилось, что такое требование делало испытуемых более щедрыми, испытуемые выбирали более ценные ресурсы, которые они готовы были оставить другим людям. Кроме того, испытуемые часто распределяли свои богатства между людьми, которые выходили за рамки круга их общения. Иными словами, участники эксперимента становились внимательнее к оказанию помощи более широкому кругу лиц.
Статья по теме: Темные стороны истории человечества: практика ритуальных детских убийств от прошлого до наших дней
В другом эксперименте, который проводили Марк Херлстоун и его коллеги из Ланкастерского университета (Великобритания), ученые обнаружили, если испытуемые читали в книге тот абзац, в котором рассказывалось, как оставить «хорошее наследие», участники эксперимента начинали инвестировать в общественную программу посадки деревьев намного больше, чем ранее.
В еще одном эксперименте, который проводила группа ученых под руководством Лизы Завал из Колумбийского университета (США), выяснилось, когда люди начинали задумываться о своем наследии, их забота об окружающей среде и изменении климата возрастала, в результате они жертвовали больше денег в благотворительный экологический фонд.
Получается, по крайней мере, так показали результаты экспериментов, когда дело доходит до чувства ответственности за будущее поколение, человек перестает думать о наследии, как о чем-то индивидуальном, он готов действовать «здесь и сейчас» ради благополучия других, и не важно, близкие они ему люди или нет. Ведь человек получает удовлетворение от осознания, что сейчас он делает то, из-за чего о нем будут с теплотой и благодарностью вспоминать после его смерти.
Смотрите нас на youtube, читайте в Telegram. Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости