Связь с редакцией: info@severnymayk.ru

У европейцев появится свой собственный грузовой космический корабль

Чтобы построить космический грузовик, Европейское космическое агентство изменит свои принципы, которым оставалось верно на протяжении долгого времени. 

На двухдневном саммите ESA, который проходил в испанской Севилье, глава агентства Йозеф Ашбахер предложил представителям 22 стран-участниц ведомства создать к 2028 году грузовой космический корабль, который будет не только доставлять грузы на МКС, но и возвращать их на Землю. По замыслу Ашбахера, аппарат должен обладать возможностью доставлять полезную нагрузку, стыковаться со станцией и возвращаться в атмосферу. В ESA не уточнили, будет корабль многоразовым или нет.

Чиновники хотят провести конкурс между инновационными европейскими компаниями, победитель которого получит «некоторое финансирование и техническую поддержку от агентства». Это значит, что ESA лишь частично профинансирует проект, победитель конкурса должен будет практически за свой счет построить грузовой корабль, который затем начнет эксплуатироваться на коммерческой основе. Компания будет «продавать услугу» агентству, которое станет «основным ее клиентом».

Если в техническом плане капсула окажется успешной, частному предприятию предложат модернизировать корабль до пилотируемого варианта, чтобы он мог доставлять астронавтов ESA на МКС, опять же, на коммерческой основе.

«По нашей задумке, аппарат должен быть устроен таким образом, чтобы в будущем его можно было бы легко превратить в пилотируемый корабль», — заявил Йозеф Ашбахер.

Глава ведомства сообщил, что для финансирования первой фазы проекта агентство уже выделило 75 миллионов евро.

Модель конкурентных закупок, выбранная ESA для создания космического грузовика, очень сильно напоминает модель, используемую Национальным аэрокосмическим агентством США NASA. Говоря простыми словами, Европейское космическое агентство решило отказаться от своего давнего принципа, который предполагал разработку собственной космической техники, и вместо это пойти путем «контрактов» — платить деньги компаниям-разработчикам за предоставление необходимых услуг в космосе.

Статья по теме: Почему NASA не разрабатывает собственные многоразовые ракеты?

Когда NASA вывело из эксплуатации свои знаменитые космические челноки (речь о программе «Спейс шаттл»), оно перешло на работу с поставщиками космических услуг, предлагая им контракты с фиксированной стоимостью и разного рода поощрения в виде денежных бонусов. 

Так появилась SpaceX миллиардера Илона Маска. С тех пор эта калифорнийская частная компания стала доминирующим поставщиком услуг космических перевозок для NASA. Американское агентство закупает места в капсулах SpaceX для доставки своих астронавтов на МКС и обратно, а также заключает контракты на пуски ракет для отправки научных миссий далеко за пределы Земли. 

ESA попытается воспроизвести эту модель с помощью фирм-конкурентов. Специалисты полагают, что такой подход обеспечит Европейское агентство быстрыми, инновационными и недорогими космическими технологиями.

Не первый грузовой космический корабль Европы

Отметим, что будущий грузовой корабль — не первый в истории Европейского космического агентства. 

С 2008 по 2014 годы ESA использовало космический грузовик собственного производства Automated Transfer Vehicle (ATV), который мог доставлять на МКС около 7,6 тонн полезной нагрузки.

Статья по теме: Восемь космических кораблей, которые доставляли людей на орбиту

Впоследствии государства-участницы соглашения отказались от дальнейшего использования ATV и идеи доработать его до пилотируемого варианта. Вместо этого ESA принято решение сосредоточиться на разработке европейского служебного модуля для американского пилотируемого корабля «Орион», который планируется использовать в полетах на Луну в рамках миссии «Артемида».

В 2023 году на МКС летают четыре беспилотных грузовых космических аппарата: «Прогресс» (Россия), Dragon (США), Cygnus (США), H-II Transfer Vehicle (Япония). Еще один есть у китайцев — «Тяньчжоу-6».

Ракетный кризис и выход из него

Саммит в Севилье проходил на фоне так называемого «ракетного кризиса», который, по словам Ашбахера, стал «самым серьезным испытанием» в космической истории Европы.

Разработка мощной двухступенчатой ракеты-носителя «Ариан-6», которая должна заменить европейскую тяжелую «Ариан-5», ведется уже более девяти лет, а недавно стало известно, что ее первый пуск вновь отложен. Он состоится не раньше 2024 года. Вероятно, это не последний перенос.

Ариан-5
«Ариан-5» перед запуском корабля ATV-4 к МКС / © ESA

Более мощную версию ракеты-носителя «Вега» — «Вега-С», которая по задумке должна удовлетворить потребности растущего сегмента рынка услуг по запуску легких грузов, европейские инженеры так и не смогли вновь отправить в космос после первого неудачного старта в декабре 2022 года. 

Кроме того, европейцы потеряли доступ к российским носителям «Союз» из-за конфликта в Украине. 

Все три причины очень сильно усложняют ESA космические пуски.

Чтобы попытаться выйти из кризиса и помочь сократить разрыв между растущими затратами на строительство ракет и рыночными ценами, Ашбахер объявил на саммите, что агентство выделит на программу «Ариан-6» дополнительные 340 миллионов евро и 21 миллион евро на программу «Вега-С». В первом случае средства пойдут на подготовку и осуществление с 16-го по 42-й пуски «Ариан-6». Во втором — с 26-го по 42-й пуски «Вега-С».

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях

Реклама
Последние статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Реклама

Другие статьи автора

Рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: