В феврале Китайское агентство пилотируемых космических полетов (CMSEO) объявило тендер на разработку спутника для исследования Луны. Заявки принимают до восьмого марта. Спутник станет частью подготовки к первой в истории Китая пилотируемой миссии на Луну, запланированной до 2030 года.
Пока США концентрируют свое внимание на южном полюсе Луны (программа Artemis), Китай выбрал другую стратегию. Его автоматические станции «Чанъэ-4» и «Чанъэ-6» уже садились в средних широтах, а в 2026 году «Чанъэ-7» впервые попытается достичь полярного региона. Однако для своих космонавтов Пекин присматривает зоны ближе к экватору — как это делали астронавты «Аполлонов» полвека назад.
Новый аппарат займется детальной съемкой низких широт Луны. Он создаст карты рельефа с высоким разрешением, отметит залежи минералов и поможет выбрать безопасные площадки для посадки. Ученые особенно интересуются ильменитом — титановой рудой, которая может стать источником кислорода и воды для будущих колонистов.
Статья по теме: Китайские ученые рассказали, как Поднебесная собирается осваивать ресурсы Солнечной системы
Спутник будет работать на низкой окололунной орбите, возможно — полярной. Это позволит ему регулярно пролетать над целевыми зонами и обновлять данные. Для связи с Землей и другими миссиями Китай уже развертывает спутниковую группировку Queqiao-2.
Тендер открыт для китайских компаний и институтов, но с условиями: запрещены совместные заявки и субподряд. Это шаг к привлечению частного сектора — ранее коммерсантов допустили к миссии «Чанъэ-8» и грузовым рейсам на станцию «Тяньгун».
Статья по теме: Китайские ученые выпустили новую геологическую карту Луны
Государственный гигант CASC, создавший корабли «Шэньчжоу» и луноходы, теперь конкурирует с малыми предприятиями. Например, два стартапа уже разрабатывают дешевые грузовые корабли для «Тяньгуна», которые полетят на коммерческих ракетах уже в этом году.
Параллельно Китай тестирует ключевые элементы лунной программы:
- Ракета-носитель сверхтяжелого класса «Чанчжэн-10» для доставки корабля и посадочного модуля.
- Новый пилотируемый корабль «Мэнчжоу» и лунный скафандр.
- Ровер «Ланьюэ», способный перевозить астронавтов.
Строительство стартовых комплексов для «Чанчжэн-10» на космодроме Вэньчан идет по графику. А к 2030-м годам Китай планирует построить роботизированную базу в рамках проекта ILRS, где участвуют Пакистан, ОАЭ и Турция.
Китайская лунная программа наращивает темп. Спутник-картограф не только проложит путь астронавтам, но и заложит основу для добычи ресурсов. Пока миссия Artemis застряла в технических и бюджетных проблемах, Пекин демонстрирует системный подход — и готов бросить вызов лидерству США в космосе.