Средневековые рукописи — не просто книги. Это артефакты, сохранившие знания, искусство и повседневную жизнь эпохи. По оценкам специалистов, между 400 и 1500 годами на латинском Западе (римско-католической части Европы) создали более 10 миллионов рукописей, из которых до наших дней дошло порядка 750 тысяч.
Долгое время средневековые рукописи считались делом рук монахов. Мужчины-переписчики, работавшие в монастырских скрипториях, оставались главными героями истории книгописания. Женщины упоминались редко — их участие казалось исключением. Однако отдельные находки последних десятилетий показывали: в женских монастырях, городских мастерских и даже частных домах женщины копировали тексты. Но оценить их вклад в глобальном масштабе не удавалось.
Проблема в том, как искать. Большинство средневековых книг анонимны. Иногда переписчики оставляли колофоны — короткие записи в конце рукописей. В них они указывали свое имя, место работы, дату завершения труда, а порой добавляли личные заметки: просьбы помолиться за них или жалобы на усталость. Именно колофоны стали ключом к разгадке.
Статья по теме: 12 величайших иллюминированных рукописей, которые поразят вас своей красотой
Команда исследователей из Бергенского университета (Норвегия) провели первую масштабную оценку участия женщин в создании рукописей. Они проанализировали 23 774 колофона из коллекций музеев, библиотек и архивов. Период исследования охватил более восьми веков — с 800 по 1626 год.
Ученые искали четкие признаки женского авторства: упоминание женских имен, местоимения вроде «я, недостойная раба Божья», или прямые указания на женский монастырь. В результате они нашли 254 колофона, которые точно подтверждают авторство женщин. Хотя это всего 1,1% от всех изученных рукописей, ученые подчеркивают, что это минимальная оценка. С учетом рукописей, не содержащих колофонов или с не выявленными именами, число книг, созданных женщинами, могло быть намного больше.
Эта цифра кажется скромной, но расчеты показали, женщины могли создать не менее 110 000 рукописей, из которых сохранилось около 8 000. Пик их активности пришелся на XIV–XV века — время роста спроса на книги на местных языках вместо латыни. Например, сестра Аполлония Поланерин из монастыря в Бергене оставила колофон на немецком: «Молитесь Богу за переписчицу сестру Аполлонию».

Исследователи отметили, что известные женские скриптории, например, в немецких или английских монастырях, создали лишь малую часть этих работ. Значит, существовали десятки других центров, где женщины копировали книги, но их история пока не изучена.
Открытие норвежских ученых — только начало. Цифра в 1,1% — нижняя граница. Многие колофоны не сохранились, а в половине случаев переписчики вообще не оставляли имен. Кроме того, женщины могли участвовать в подготовке чернил, оформлении или переплете книг, что еще сложнее отследить.
Статья по теме: Девять археологических находок, которые до сих пор вызывают много вопросов у ученых
Теперь историкам предстоит ответить на новые вопросы. Кто заказывал рукописи у женщин? Как их труд оплачивали? Какие тексты они копировали чаще — религиозные, медицинские, литературные? Поиск ответов потребует анализа церковных архивов, налоговых записей и даже частных писем.
Но уже ясно, что средневековая книга — не только наследие монахов. За строками манускриптов стоят тысячи женщин, чьи имена мы только начинаем узнавать.
О результатах работы ученые рассказали в статье для журнала Humanities and Social Sciences Communications.