Видеоигры давно перестали быть развлечением для подростков. Сегодня взрослые геймеры составляют значительную часть аудитории игровой индустрии, а ретро-игры вроде Super Mario Bros. или The Legend of Zelda переживают второе рождение. Однако ученых заинтересовал не столько коммерческий успех старых тайтлов, сколько психологический феномен: почему одни игры вызывают ностальгию, а другие забываются?
Команда британских исследователей под руководством Ника Баллу (Nick Ballou) из Оксфордского университета решила разобраться в этом феномене, изучив поведение пользователей консоли Nintendo Switch. Эта консоль позволяет играть не только в современные игры, но и в ретро-игры с шести старых консолей, включая легендарную Nintendo Entertainment System (NES) 1985 года. Поэтому Nintendo Switch — идеальный инструмент для изучения ретро-гейминга.
Ученые проанализировали 12 000 часов игровых сессий 660 владельцев Nintendo Switch, чтобы узнать, какие игры пользователи запускали чаще всего, и обнаружили интересную закономерность. Пик ностальгии приходится на игры, в которые участники играли в детстве, а именно в 10 лет. Например, те, кому сейчас 35–45 лет, чаще запускали тайтлы для консолей NES и SNES (конец 1980-х — начало 1990-х), а игроки 20–30 лет предпочитали игры Nintendo 64 и GameCube. Интерес к ретро-геймингу резко рос после 20 лет и стабилизировался к 40 годам. Вероятно, это связано с тем, что с возрастом у людей появляется больше финансовых возможностей и желания вернуться к играм детства.
«Играя в старые игры, люди восстанавливают связь со своим детским “я” — с эмоциями, мечтами и даже страхами того времени. Это не просто развлечение, а способ “вернуться” в период, когда мир казался проще, а достижения в играх воспринимались как личные победы», — объяснил Баллу.
Статья по теме: Китайские власти запретили детям играть в онлайн-игры больше трех часов в неделю
Но не все согласны с выводами. Специалист по маркетингу Билл Пейдж (Bill Page) из Университета Южной Австралии указал на ограничения исследования: данные собраны только среди пользователей Nintendo, игнорируя поклонников Atari или аркадных автоматов. Кроме того, выборка включает лишь тех, кто купил Switch и платную подписку — это люди с определенным доходом и мотивацией, которые могут не отражать привычки всех геймеров.
Пейдж также отметил, что многие игроки впервые знакомятся с ретро-играми гораздо позже их выхода. Часто это происходит после снижения стоимости старых консолей и игр, а значит, пик ностальгии может приходиться не на детство, а на подростковый возраст или даже раннюю молодость. Такой вывод соответствует его исследованиям музыкальных предпочтений: люди чаще всего испытывают ностальгию по песням, которые слушали в подростковом возрасте и в начале взрослой жизни.
«Tetris Effect получил звание “Игры года” в 2018 — через 34 года после оригинала. Это доказывает, что классика остается актуальной вне зависимости от ностальгии», — заключил Пейдж.
Статья по теме: Час наедине со смартфоном перед сном повысил риск бессонницы на 59 процентов
Баллу и его коллеги анонсировал новое направление — изучение влияния ретро-гейминга на психическое здоровье. Первые результаты не выявили значимых эффектов, но ученые планируют расширить выборку, включив пожилых игроков. Ученые хотят выяснить, могут ли видеоигры улучшить жизнь пожилых людей. Возможно, в будущем они заменят традиционные развлечения в домах престарелых, уступая место турнирам по Super Smash Bros вместо вечеров за бингo.
Результаты исследования опубликованы на сайте электронного архива препринтов научных статей по психологии PsyArXiv.org.