Вилла Фарнезина, построенная между 1506 и 1510 годами для банкира Агостино Киджи, долгое время считалась архитектурным чудом Рима. Ее владелец, который одалживал деньги Борджиа и Медичи, пригласил Рафаэля и других мастеров Возрождения для росписи интерьеров.
Среди известных работ — цикл о Купидоне и Психее, прославивший виллу. Сюжеты насыщены эротикой и мифами, в них сочетаются смелость эпохи Возрождения и мастерство Рафаэля. Позже виллу купил кардинал Алессандро Фарнезе, и она получила новое имя — Фарнезина, чтобы не путать с палаццо Фарнезе на другом берегу Тибра.
В XVII веке потолок одной из лоджий начал разрушаться. Для реставрации пригласили Карло Маратту — последнего великого классициста барокко. Он не только укрепил старые фрески, но и создал новые. Однако в 1861 году, когда виллу арендовал испанский посол, помещение перестроили. Над фресками Маратты возвели фальшпотолок в помпейском стиле, а сами работы канули в Лету на два столетия.

Весной 2024 года электрик Давиде Ренцони поднялся на строительные леса в Помпейском зале виллы, чтобы проверить кабели. Его внимание привлекла незаметная дверца в сводчатом потолке. За ней обнаружился промежуток между старым и новым потолком, а дальше — вторая дверца. Когда Ренцони направил фонарь в темноту, перед ним предстали фрески с херувимами, парящими среди облаков на бирюзовом небе.
Открытие потрясло и самого электрика, и Вирджинию Лапенту, куратора виллы. Ренцони показал ей старинный герб семьи Фарнезе, выбитый в штукатурке. Фрески находились между старым и новым потолками и почти не пострадали.

Эксперты установили, что фрески создали около 1690 года. Авторами стали сам Карло Маратта и его ученики — Джероламо Троппа и Франсуа Симонно. Работы сохранились идеально благодаря тому, что их закрыли вскоре после создания. Техника реставрации XVII века тоже сыграла роль: Маратта использовал пастель на гуммиарабике, чтобы будущие поколения могли удалить его правки.
Интересно, что в 1930-х годах помещение под фресками превратили в ванную комнату. Тогда виллой владела Королевская академия Италии, а ее президентом был изобретатель Гульельмо Маркони. Никто из сотрудников даже не подозревал, что над их головами скрыты шедевры.

Сегодня увидеть находку могут только специалисты — пространство между потолками слишком узкое для посетителей. Но в вилле установили камеры с прямой трансляцией, позволяющие рассмотреть детали. Основной поток гостей по-прежнему приходит ради Рафаэля, однако недавно обнаруженная работа Маратты постепенно меняет интерес публики.
Находка в Вилле Фарнезина — редкий случай, когда искусство выходит из небытия благодаря случайности. Электрик, пришедший починить проводку, нашел то, чего не видел никто почти двести лет. Мастера барокко будто снова заговорили со стен и потолков, напомнив, что даже самые прекрасные произведения могут быть забыты — и неожиданно снова появиться, будто свет из люка.